Урок рисования. Ленин-кот, старая крыса плеханов и околоточный троцкий

Урок рисования. Ленин-кот, старая крыса плеханов и околоточный троцкий

Некоторое время назад я нашел в парадной нашего дома четырехтомник «Оружием сатиры» 1967 года, издатель — журнал «Крокодил». В нём собраны советские карикатуры. Я уже делился небольшой подборкой . Теперь хочу показать вам самые ранние советские карикатуры в период становления этого непростого дела. И хочу присоединиться к совету карикатуриста Д. Моора: «Гражданин, не ковыряй в носу, есть дела поважней!» (1921). Хотя бы на время просмотра этой чудесной подборки:


***
На обложке изображена карикатура Бориса Ефимова (тот самый, что недавно умер в возрасте 108 лет) 1922 года! Называется она «Нашествие четырнадцати языков»:

***
Д. Моор. 1917
— Гражданин, возьмите и корону: она не нужна больше России!

***
Д. Моор. 1921

***
Я долго не мог понять, почему Ленин в каком-то педерастическом виде и без бороды сам себе пишет письма. Потом увидел, что "Ллойд Джордж" это не подпись автора, а премьер-министр Великобритании. Но почему он так разительно похож на Ленина? Боюсь, В. Дени унёс эту тайну в могилу.

В. Дени. 1921. "ГЕНУЭЗСКАЯ ТАТЬЯНА" (письмо к Ленину).
— "Я вам пишу... чего же боле?!"

***
В. Дени. 1922
— Уважаемый товарищ красноармеец! Каждой весной я чувствую себя плохо...
Помни: от твоей бдительности зависит улучшение моего здоровья.

***
Б. Антоновский. 1922. НА ПУТЯХ МИРА
КУЧЕР (беспризорному ангелу мира):
— Пошел вон! Не видишь, господина делегата с мирной конференции везу?!

***
М. Черемных. 1922. ТРУБКА МИРА.
ЛИТВИНОВ (протягивая трубку мира): — Не хотите ли затянуться, господа?
АНТАНТА: — Извините, некурящие!

***
Д. Моор. 1922. ИЛЬИЧ ВЫЗДОРОВЕЛ
Появление Ленина на Всемирной конференции

***
Ив. Малютин. 1922. РАЗРУХА
Налседство царя и буржуазии

***
М. Черемных. 1922
Вот на какое разоружение они согласны

***
Ив. Малютин. 1922. МУТЬ ВЫЛЕЗАЕТ
— Оставь, мальчик! Эта собачка не кушает черного хлеба...

***
М. Черемных. 1922

***
М. Черемных. 1922

***
Д. Моор. 1922. МАГНИТНАЯ АНОМАЛИЯ
Разыгрались аппетиты:
Манят, тянут их магниты —
Наши уголь, нефть, руда.
Только красные огни там
Не пускают их к магнитам!
— Подождите, господа!

***
Ив. Малютин. 1922. ТОГДА ЕЩЁ МАРИОНЕТКИ...

***
Бор. Ефимов. 1922. ПРОЛЕТАРСКОЕ ОКО

***
Д. Моор. 1923. МАЛЕНЬКОЕ ПОЖЕЛАНИЕ
КЕРЗОН:
— Я ничего не имел бы против Советской России, если бы она согласилась сделать некоторые поправки, например, такие.

***
М. Черемных. 1923
— Не могу же я за всем уследить. Ведь у меня на затылке глаз нет!..

***
В. Дени. 1924. ЧИЧЕРИНСКИЕ НОТЫ
Ту-лу-лу-ла, ту-лу-ла, ветром голову надула-а-а!

***
В. Дени. 1924

***
В. Дени. 1924

***
К. Елисеев. 1925. СТРАШНОЕ МЕСТО (канцелярия)
— Сколько раз я вам говорил "приходите завтра", а вы всегда приходите сегодня!

***
К. Ротов. 1925. ТРУДНЫЙ ПУТЬ
С получкой

***
Ю. Ганф. 1926. НЕ НА СЛОВАХ, А НА ДЕЛЕ
— Этот верблюд куплен еще до режима экономии. Теперь мы одногорбых покупаем? публике все равно, верблюд и верблюд. А мы на горбах экономим.

***
И. Малютин. 1926
МАКДОНАЛЬД: — Написано: "От преданных рабочих"... Но от каких? Разве упомнишь, когда и кого я предавал?..

***
Б. Антоновский. 1926. "НОВОБЫТНИК"
— Ну, теперь уж у меня окончательно новый быт. Не подкопаешься! Все электрифицировано.

***
И. Малютин. 1926. "РЕВИЗОР" В ПРОВИНЦИИ
— Удивительная халтура! Даже имени городничего запомнить не могут. У Гоголя — Антон Антонович, а тут его Денисом зовут! Безобразие!
— Никакого безобразия! Тут особые соображения: нашего предисполкома тоже Антоном Антоновичем зовут. Неудобно. Обидеться может...

***
И. Малютин. 1926. СУЕВЕРНЫЙ НАРОД
— Могу вам посоветовать что-нибудь из новых советских имен: Смета, например...
— Ни в коему случае! Чтоб через два дня девчонка пухнуть начала?!.

***
К. Ротов. 1926. ЧЕЛОВЕК...
...РАБОТАЮЩИЙ "С ОГОНЬКОМ"

***
Н. Денисовский. 1927
Весна, выставляется первая рама...

***
К. Ротов. 1927. ВО ТЬМЕ ВРЕМЕН (канцелярия эпохи каменного века). Вот откуда взялась "Семейка Флинстоун"
Всякий, кто хоть немного знаком с современной канцелярией, может найти в это картине из далеких доисторических времен некоторые общие черты, отчасти близкие нашей канцелярской современности. Такова закономерность культурного развития.

***
К. Ротов. 1927
Маленькие разногласия на общей кухне по поводу исчезновения одной иголки для прочистки примуса.

***
К. Елисеев. 1927
Нэпманы, пишущие декларацию фининспектору

***
К. Елисеев. 1927
— До чего бестолковый народ! Битых два часа ждут —
и не догадаются спросить, есть ли нынче прием?
А приема-то нет!

***
М. Черемных. 1928. БЮРОКРАТ НА ПЛЯЖЕ
— Ну, хорошо. Тут для мужчин, там для женщин, а где же для ответственных?..

***
К. Ротов. 1928. Во время финала по футболу...
...большинство московских учреждений пустовало.

ПОСЕТИТЕЛЬ: — Наконец-то достижение: все учреждения вместе и все служащие на месте!

***
К. Ротов. 1928
ЗАВКОМЩИК: — Как вам не стыдно, товарищи, по восемь часов в уборной просиживать!
ЗАВСЕГДАТАИ: — Подожди, перейдём на семичасовой рабочий день,— только семь часов сидеть будем!

***
М. Черемных. 1928. МУКИ ХОЗЯЙСТВЕННИКА
— Ясно помню: Мане — пять рублей, обед — два рубля, мазь для ботинок — двадцать копеек. А куда делись восемь миллионов, ума не приложу!

***
И. Малютин. 1929. ПЕРВЫЙ ПОЕЗД ТУРСИБА
Верблюд: — Ого, вот и мне, кажется, идет смена!

***
И. Малютин. 1929. ТОНКИЙ НАМЕК НАЧАЛЬСТВА
— Граждане! Прежде чем критиковать, вспомните, что у каждого из вас есть семья...

***
Б. Антоновский. 1929. ЛОЖНАЯ ТРЕВОГА

***
К. Елисеев. 1929. НЕВОЛЬНОЕ ПРИЗНАНИЕ
— Будь такой добрый, батюшка! Я ведь тебя как человека прошу.
— Извиняюсь, гражданка! Я не человек, а старший делопроизводитель.

***
М. Черемных. 1929
— Встань, товарищ. К социализму не дойдешь на четвереньках.

Спасибо за внимание!

Каким изображали Ленина его современники. Поскольку при жизни Ленина не было нарисовано ни одного его портрета, мы вспоминаем карикатуры на Ильича, к которым сам вождь относился с юмором.

Первую карикатуру на Ленина нарисовали еще однопартийцы - произошло это на II съезде РСДРП, где произошёл раскол членов партии на большевиков и меньшевиков, и статьи Ю. О. Мартова "Вперёд или назад" с подзаголовком "Вместо надгробного слова", обозначающим «политические похороны» Ленина. Автором карикатуры стал П. Н. Лепешинский, изобразивший знаменитый сюжет "Мыши хоронят кота" и Ленина в роли будто бы мёртвого кота, вокруг которого пляшут торжествующие мыши — Мартов, Троцкий, Дан и прочие меньшевики, а также и «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов. Следующие рисунки рассказывают, как Ленин взялся за расправу с меньшевистскими мышами и тем пришлось туго: бойкий мышонок Троцкий, который откалывал канкан, воротился домой без хвоста; Дан вместе с Мартовым достались Мурлыке на завтрак. А «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов, защемив хвост между дверьми, повис над бочонком с диалектикой, где обычно находил себе приют, как только ему приходилось круто. И кончился пир их бедою!"

Лепешинский вспоминал: "Окружающие товарищи нашли идею карикатуры настолько удачной, что потребовали от автора перерисовать карикатуру литографскими чернилами, чтоб в количестве нескольких тысяч экземпляров пустить её в обращение среди партийной публики".

Затем за Ильича взялся Николай Бухарин - будущий главный редактор "Правды".


Карикатура из журнала "Стрекоза", май 1917 года.

Возвращение Ленина из эмиграции в апреле 1917 года не прошло незамеченным - на него тут же обрушились едкие перья карикатуристов. Впрочем, по сравнению с злобными шаржами на других политических деятелей того времени, можно сказать, что Ленина почти и не замечали - карикатуры на него можно пересчитать на пальцах одной руки.


Рисунок Дмитрия Мора.


Рисунок из журнала "Пугач", 1917 год.

Точно также Ленина не замечали и на Западе, хотя "свободолюбивые художники" извели цистерны чернил и красок обличая Государя Николая II - своего союзника по Антанте. Даже февральский военный переворот и смещение императора стали поводом для злобных шуток. Приход же к власти большевиков бывшие "союзники" России постарались поначалу не заметить.


Карикатура из американского "Liberator Magazine", июль 1918 года.


Карикатура из американского "Liberator Magazine": большевики - они же как дети!


После Гражданской войны западные карикатуристы прозрели: оказывается, власть большевиков держится на штыках!


Рисунок 1920 года: оказывается, Ленин хочет захватить весь мир!


Карикатура из журнала "Панч": Ленин и Благотворительность. Ленин: - А! так вы прошли на мой призыв спасти Советскую республику! Благотворительность: - Нет, я пришла спасти жителей Советской республики - от вас самих и вопреки вашему призыву!"

Даже у белогвардейцев объектом сатиры чаще становился Троцкий нежели Ленин. Чаще - Ленин и Троцкий - похоже, идеологи Белого дела воспринимали Ленина только как марионетку "сионистского" заговора и германского генштаба.


Плакат Ростовского-на-Дону отдела пропаганды Добровольческой армии.


Рисунок из журнала "Сатирикон"

Даже союзники-эсеры воспринимали "ленинцев" как временное явление, как безответственных демагогов и болтунов.


Дмитрий Моор перековался. Рисунок "Ильич выздоровел", 1922 год.

В ответ же Ленин приказал публиковать карикатуры на себя, что бы показать. что он не боится насмешек и сатиры. Правда, нарисовать их не успели - после третьего инсульта в марте 1923 года умирающий Ленин окончательно отошёл от политической деятельности. Началась ожесточенная борьба за власть между ближайшими соратниками Ленина, в которой враждующие стороны широко апеллировали к традиционному среди большевиков авторитету Ленина. Бурный рост культа вокруг его имени с этого времени стал неудержимым; в том же 1923 году впервые появилось понятие "ленинизма" - как цельного учения, идейно развивающего марксизм. И шутить над основоположником "ленинизма" стало смертельно опасно.

"Историческая правда"


03. Ленин и Троцкий (белогвардейская открытка, 1918 год)

Милый Вова, полно ныть,
Ты подумай, где нам жить?
Не признали люди-твари
Нас на этом круглом шаре!
Нет нам места на Руси. Поместимся на оси!


04. Лев Давидович Троцкий - Народный комиссар по военным и морским делам и Председатель Революционного военного совета РСФСР (РСФСР, 1919 год)


* Для справки: ОСВАГ (ОСВедоми́тельное АГе́нтство) было основным информационно-пропагандистским органом белого движения, учрежденное лично Деникиным. На его содержание белое правительство регулярно выделяло весьма и весьма круглые суммы. Например, в январе 1919 года на пропаганду было выделено 25 миллионов рублей. К августу 1919 г. на подконтрольных территориях действовало 232 пункта и подпункта Освага, в подчинении находился ряд газет, журналов и театров; издавались плакаты, брошюры и листовки, проводились фото- и киносъемка.Для передачи информации, кроме обычного телеграфа, использовались установленные союзниками в Гурьеве, Таганроге, Новороссийске, Николаеве и Севастополе радиостанции мощностью до 35 кВт.

Выхлоп от этих трат был весьма сомнителен - между пропагандистами и и целевой аудиторией зияла бездонная пропасть. Даже среди бойцов белых в ходу была фраза: «бей жидов и осважников». Несмотря на махровый антисемитизм (особой любовью художников в этом контексте пользовался товарищ Троцкий) - Осваг упрекали за то, что он якобы переполнен евреями, стремящимися избежать призыва в Добровольческую армию. Придя к власти в 1920 году, генерал Врангель лавочку прикрыл.

Каким изображали Ленина его современники. Поскольку при жизни Ленина не было нарисовано ни одного его портрета, мы вспоминаем карикатуры на Ильича, к которым сам вождь относился с юмором.

Первую карикатуру на Ленина нарисовали еще однопартийцы - произошло это на II съезде РСДРП, где произошёл раскол членов партии на большевиков и меньшевиков, и статьи Ю. О. Мартова "Вперёд или назад" с подзаголовком "Вместо надгробного слова", обозначающим «политические похороны» Ленина. Автором карикатуры стал П. Н. Лепешинский, изобразивший знаменитый сюжет "Мыши хоронят кота" и Ленина в роли будто бы мёртвого кота, вокруг которого пляшут торжествующие мыши — Мартов, Троцкий, Дан и прочие меньшевики, а также и «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов. Следующие рисунки рассказывают, как Ленин взялся за расправу с меньшевистскими мышами и тем пришлось туго: бойкий мышонок Троцкий, который откалывал канкан, воротился домой без хвоста; Дан вместе с Мартовым достались Мурлыке на завтрак. А «премудрая крыса Онуфрий» — Плеханов, защемив хвост между дверьми, повис над бочонком с диалектикой, где обычно находил себе приют, как только ему приходилось круто. И кончился пир их бедою!"

Лепешинский вспоминал: "Окружающие товарищи нашли идею карикатуры настолько удачной, что потребовали от автора перерисовать карикатуру литографскими чернилами, чтоб в количестве нескольких тысяч экземпляров пустить её в обращение среди партийной публики".

Затем за Ильича взялся Николай Бухарин - будущий главный редактор "Правды".

Даже у белогвардейцев объектом сатиры чаще становился Троцкий нежели Ленин. Чаще - Ленин и Троцкий - похоже, идеологи Белого дела воспринимали Ленина только как марионетку "сионистского" заговора и германского генштаба.


Рисунок из журнала "Сатирикон"

Даже союзники-эсеры воспринимали "ленинцев" как временное явление, как безответственных демагогов и болтунов.


Дмитрий Моор перековался. Рисунок "Ильич выздоровел", 1922 год.

В ответ же Ленин приказал публиковать карикатуры на себя, что бы показать. что он не боится насмешек и сатиры. Правда, нарисовать их не успели - после третьего инсульта в марте 1923 года умирающий Ленин окончательно отошёл от политической деятельности. Началась ожесточенная борьба за власть между ближайшими соратниками Ленина, в которой враждующие стороны широко апеллировали к традиционному среди большевиков авторитету Ленина. Бурный рост культа вокруг его имени с этого времени стал неудержимым; в том же 1923 году впервые появилось понятие "ленинизма" - как цельного учения, идейно развивающего марксизм. И шутить над основоположником "ленинизма" стало смертельно опасно.

"Историческая правда"

Плеханов вскоре после отъезда Носкова поместил в «Искре» открытое письмо в ЦК под заглавием «Теперь молчание невозможно». В этом письме, ссылаясь на тайную информацию Носкова, Плеханов требует от ЦК лишения полномочий Ленина, обвиняя его во всех смертных грехах. Прочитав это возмутительное письмо, мы, по обычаю, собрались у Ильича, чтобы обсудить, как нам реагировать на него. Решили, чтобы кто-нибудь из нас написал открытое письмо к Плеханову. Сейчас же принялись писать несколько человек. Из всех написанных Ильич одобрил мой проект и проект Вольского (Нилова) – недавно приехавшего из России молодого товарища, который, правда, очень скоро после этого отошел от нас к меньшевикам, а затем и совсем от революционной работы. Мы послали наши письма в «Искру». Мое письмо, как участника съезда и старого, всем меньшевикам известного работника, они должны были напечатать. Письмо Нилова, как полученное якобы от неизвестного человека, напечатано не было. Мое письмо было напечатано вместе с плехановским ответом на него. Ответ был написан генеральским тоном, в котором явно сквозило пренебрежение к рядовому работнику, осмелившемуся задавать вопросы признанному генералу от марксизма.

Ответ Плеханова не рассердил нас. Он показал, что Плеханов окончательно потерял самостоятельную линию, оказался уже вполне на поводу у меньшевиков. Первый ответ, который мы дали ему на его выступление, было коллективное письмо 37 большевиков. В нем прямо указывалось на обывательщину, которая сквозит во всей статье Плеханова. На его угрозу при торжестве ленинской точки зрения в партии уйти из партии авторы письма спрашивают его, кто, собственно говоря, собирается уйти из партии, если тамбовский дворянин Плеханов (так назвал он себя в ответе на мое письмо), то скатертью ему дорога. Жалко будет, если уйдет социал-демократ Плеханов. Редакция это письмо не напечатала, ссылаясь на то, что ей неизвестно, состоят ли подписавшиеся товарищи в партии. И это несмотря на то, что подписавшиеся товарищи заявили, что список их настоящих имен имеется в ЦК партии.

В столовой Лепешинских у кого-то явилась мысль изобразить весь этот инцидент в карикатурах. Мы за обедом все коллективно придумали содержание и текст. Лепешинский мастерски нарисовал карикатуру.

Насколько помню, первая карикатура появилась на статью Мартова «Вперед или назад», в которой он в беззубой злости пытался политически похоронить Ильича, критикуя его брошюру «Шаг вперед, два шага назад». В статье Мартова имелся подзаголовок «Вместо надгробного слова». В ответ мы коллективно придумали, а Лепешинский нарисовал карикатуру «Как мыши кота хоронили». Карикатура вышла очень удачной. Ильич, изображенный котом, Плеханов – старой крысой, все остальные лидеры меньшевиков (Мартов, Аксельрод, Троцкий, Дан, Потресов) в виде мышат поразительно удались Лепешинскому. Все дальнейшие карикатуры напоминали отдельные эпизоды из нашей фракционной борьбы.

В ответ на письмо Плеханова и отказ редакции напечатать письмо 37 большевиков получились две карикатуры. Одна под названием «Житие Георгия Непобедоносца» в шести картинах изображала важнейшие моменты из жизни Георгия Валентиновича Плеханова: как он вместе с Лениным боролся сначала с «экономистами», после – с меньшевиками, как он затем испугался съезда лиги, открыл храм «Искры» для меньшевиков, как он начал вместе с этими меньшевиками гадить в этом храме, наконец, как он вспомнил о том, что он «тамбовский дворянин». Последняя заключительная картина представляла, как Ильич в виде атамана разбойников приказал нам, его сподвижникам, разложить Плеханова и всыпать ему горячих. К сожалению, эта карикатура пока не найдена и нигде не была воспроизведена, хотя довольно широко распространена была в литографированном виде за границей. Вторая карикатура изображала участок: Плеханов в качестве исправника или частного пристава, Мартов в виде канцелярской полицейской крысы, Троцкий в виде молодого, готового на всякие услуги околоточного надзирателя, Дан в виде одетого в штатское сыщика, а мы все, большевики, в виде толпы оборванцев, подающих бумагу в «небюрократическое учреждение», т.е. в редакцию «Искры». Стоящие в шкафу «дела» представляли из себя перечень всех спорных и склочных вопросов, выдвигавшихся против нас меньшевиками.

Конечно, эти карикатуры моментально расходились по всей Женеве и по другим заграничным колониям. Меньшевики были возмущены до глубины души. Плеханов выходил из себя от злости. Его жена как-то решилась прийти к одному из большевиков и заявила ему, что пусть не забывают, что Плеханов действительно дворянин и получил военное образование и что, если выведут его из себя, он может вызвать автора карикатуры на дуэль.

Мы все во главе с Ильичем хохотали самым веселым образом над всей суматохой, которую подняли меньшевики по поводу карикатур. Это оказалось сильным оружием, и на каждую ругательную статью меньшевиков мы отвечали новой карикатурой.

Лядов М. Из жизни партии в 1903-1907 годах (воспоминания). М., 1956. С. 45-47.

gastroguru © 2017