Выбор читателей
Популярные статьи
Все согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие и на глухие и звонкие. Чем же отличаются звонкие согласные звуки? На этот вопрос отвечает наша статья.
В процессе образования согласного звука участвует не только голос, но и различные шумы. Они возникают из-за того, что во рту образуются различные преграды, преодолеваемые затем потоком воздуха. Например, при произнесении звука [б] мы смыкаем губы, а выдыхаемый воздух с силой разрывает эту преграду.
Ребята, изучающие в третьем классе русский язык, различают звуки по глухости-звонкости только указанным способом. Но иногда школьники в 5 – 6 классах выделяют еще сонорные (очень звучные) и шипящие. В последних вообще нет голоса – только шум (за исключением Ж).
Например, звонкий согласный звук в начале слова «рысь» сонорный, а глухой в начале слова «щука» — шипящий.
Сонорные согласные «л» и «р» могут даже брать на себя некоторые функции гласного и образовывать слог. Это происходит, например, в слове «смысл» (поэтому его иногда ошибочно пишут «смысол»).
Существует несколько признаков, по которым можно отличить звонкий согласный.
Можно вслух произнести звук, положив руку на горло в районе голосовых связок; если ощущается вибрация, звук звонкий.
Можно просто заучить глухие и звонкие согласные звуки. Или запомнить, опираясь на пары по глухости-звонкости.
Есть мнемотехнические формулы, позволяющие запомнить глухие и звонкие. Это фраза или слово, где все звуки либо глухие, либо звонкие. Приведем примеры таких формул.
Большинство звонких согласных образуют пары по глухости-звонкости. В помещенной ниже таблице в верхнем ряду приведены все звонкие звуки, а в нижнем — парные им глухие. Если в том или другом ряду стоит прочерк, значит звук непарный.
В потоке речи звуки зависят от своих «соседей», поэтому они могут менять свое качество под воздействием окружения.
В русском языке возможно несколько явлений:
Оглушение происходит на конце слова. Звонкий согласный в абсолютном конце слова произносится как своя глухая пара. Например , [гр’ип] (гриб).
Ассимиляция происходит в середине слова. В русском языке на звук влияет сосед справа. Чаще всего звонкий звук становится глухим из-за того, что соседствует с другим глухим звуком. Примеры ассимиляции: кадка, загадка. Реже согласный становится «за компанию» звонким. Например, просьба [проз’ба].
Подобные процессы происходят в разных языках, но по-разному. Например, в чувашском языке глухой согласный, оказавшись между двумя гласными, становится звонким.
Из-за этих языковых процессов согласные звуки в некоторых позициях делаются на себя непохожи. Поэтому их требуется проверить.
Для определения, какой звук, глухой или звонкий, надо писать в данном слове следует изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы после согласной была гласная. Например , столб-столбы, косьба-косить, указка-указать.
Абсолютный конец слова не является сильной позицией, позволяющей различить согласные по глухости-звонкости.
Есть слова, которые невозможно проверить. Например , футбол, рюкзак и т. д. Их надо запомнить или посмотреть в словаре.
Из статьи мы узнали, что согласные звуки в русском языке бывают звонкими и глухими. Для образования звонкого согласного нужно больше голоса, чем шума. Мы узнали, какие звуки составляют пару по глухости-звонкости, а какие – нет. Узнали, что такое сонорные и шипящие звуки.
Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 467.
Задай свой вопрос по этому материалу!
Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы – голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.
Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.
Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума –глухими.
Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором – звонкие. Жители первого домика:
[б] | [д] | [з] | [г] | [в] | [ж] |
[п] | [т] | [с] | [к] | [ф] | [ш] |
Эти согласные звуки называются парными по звонкости – глухости.
Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки (Источник)
Они очень похожи друг на друга – настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости – твёрдости. Добавим их в домик.
[б] | [б’] | [д] | [д’] | [з] | [з’] | [г] | [г’] | [в] | [в’] | [ж] |
[п] | [п’] | [т] | [т’] | [с] | [с’] | [к] | [к’] | [ф] | [ф’] | [ш] |
У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.
Все эти звуки обозначаются буквами:
Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.
Во второй домик – непарные звонкие согласные звуки:
Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:
(эль)
(и краткая)
Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.
В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:
[х] | [х’] | [ц] | [ч’] | [щ’] |
Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] – всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:
Звуки [ч’], [щ’] – шипящие звуки.
Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв – 21, а звуков – 36.
Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки (Источник)
1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.
д очка – точка
б очка – почка
ш ар – жар
удочка – уточка
2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:
1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким - сам звеню я на раздолье. (Колос - голос
)
2) С глухим - траву она срезает,
Со звонким - листья объедает. (Коса - коза)
3) С «эм» - приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)
Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:
Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.
В русском языке 21 согласная буква и 36 согласных звуков. Согласные буквы и соответствующие им согласные звуки:
б - [б], в - [в], г - [г], д - [д], ж - [ж], й - [й], з - [з], к - [к], л - [л], м - [м], н - [н], п - [п], р - [р], с - [с], т - [т], ф - [ф], х - [х], ц - [ц], ч - [ч], ш - [ш], щ - [щ].
Согласные звуки делятся на звонкие и глухие, твёрдые и мягкие. Они бывают парные и непарные. Всего 36 различных комбинаций согласных по парности-непарности твёрдых и мягких, глухих и звонких: глухих - 16 (8 мягких и 8 твёрдых), звонких - 20 (10 мягких и 10 твёрдых).
Схема 1. Согласные буквы и согласные звуки русского языка.
Согласные бывают твёрдыми и мягкими. Они делятся на парные и непарные. Парные твёрдые и парные мягкие согласные помогают нам различать слова. Сравните: конь [кон’] - кон [кон], лук [лук] - люк [л’ук].
Для понимания объясним «на пальцах». Если согласная буква в разных словах означает либо мягкий, либо твёрдый звук, то звук относится к парным. Например, в слове кот буква к обозначает твёрдый звук [к], в слове кит буква к обозначает мягкий звук [к’]. Получаем: [к]-[к’] образуют пару по твёрдости-мягкости. Нельзя относить к паре звуки для разных согласных, например [в] и [к’] не составляют пару по твёрдости-мягкости, но составляет пара [в]-[в’]. Если согласный звук всегда твёрдый либо всегда мягкий, то он относится к непарным согласным. Например, звук [ж] всегда твёрдый. В русском языке нет слов, где бы он был мягким [ж’]. Так как не бывает пары [ж]-[ж’], то он относится к непарным.
Согласные звуки бывают звонкие и глухие. Благодаря звонким и глухим согласным мы различаем слова. Сравните: шар - жар, кол - гол, дом - том. Глухие согласные произносятся почти с прикрытым ртом, при их произнесении голосовые связки не работают. Для звонких согласных нужно больше воздуха, работают голосовые связки.
Некоторые согласные звуки имеют схожее звучание по способу произношения, но произносятся с разной тональностью - глухо или звонко. Такие звуки объединяются в пары и образуют группу парных согласных. Соответственно, парные согласные - это пара из глухой и звонкой согласной.
Сонорные - звонкие непарные согласные звуки. Сонорных звуков 9: [й’], [л], [л’], [м], [м’], [н], [н’], [р], [р’].
Шумные согласные звуки бывают звонкие и глухие:
Шипящие согласные звуки (4): [ж], [ч’], [ш], [щ’].
Согласные звуки (мягкие и твёрдые, глухие и звонкие) делятся на парные и непарные. Выше в таблицах показано деление. Обобщим всё схемой:
Схема 2. Парные и непарные согласные звуки.
Чтобы уметь делать фонетический разбор, помимо согласных звуков нужно знать гласные звуки и правила фонетики.
Слова с буквой ё обязательно пишите через ё. Фонетические разборы слов «еж» и «ёж» будут разными!
В русском языке существуют слова, состоящие только из звонких согласных, например: вой, годный, знание, вазон, забор, дворовой, двор, заморозил, мороженое, мольба, дружба, заводной, розданный.
В этот перечень можно добавить слова, в которых происходит озвончение глухих согласных:
отбор, отбивная, сбавил, сбор, сбруя, отгорожу, отбрею, вокзал, отжим.
В русском языке множество слов, в которых все согласные звуки звонкие. Это такие слова, как, например, корабль, балерина, гребень, зрение, лимон, лимонный, дерево, деревянный, заря, молодой, и многие другие.
Слова, в которых все согласные буквы звонкие будут следующие (примеры):
В русском языке достаточно много слов, которые состоят только из звонких согласных. приведём примеры таких слов: зная, голень, лимон, море, лимон, загар, луга, дерево, железо, базар, мода, мороженое, знания, гром, балерина, забор, корабль.
Приведём примеры слов, в которых все согласные буквы будут звонкие:
Вероятно, имеется в виду, что гласные то звуки в этих словах все-таки тоже присутствуют, просто согласные — только звонкие. Таких слов в нашем языке вовсе немало, они самые разные, приведу несколько из них для примера: газон, вой, роза, мимоза, гром, нагородил, зажим, забой, бревно и многие другие.
В русском языке звонкими являются следующие согласные: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Из одних согласных, конечно, слово состоять не может, но есть слова, которые содержат только звонкие согласные: бой, год, глагол, зомби, район и т.д.
В русском языке встречаются слова, состоящие только из звонких согласных. В качестве примера приведём следующие слова: забор, двор, заморозил, загар, знамя, дружба, заводной, гром, гроза, воробей, жена, море, нора, галерея.
В русском языке встречаются достаточно много слов, в которых только звонкие согласные, например: звон, вой, заря, знание, рыба, гора, забор, двор, мороженое, дружба, галерея, воробей, жена, гром, гроза, мода, базар.
В русском языке масса таких слов. Можно даже придумать алгоритм их создания. Не образуют пар звонкие согласные — л, м, р, й. То есть, эти буквы могут стоять и в начале слова, и в конце без гласной и не оглушаться.
Например: мама, лама, море, ром, рой, лом, лай.
А также можно брать иные звонкие согласные, только следить, чтобы не было звук не становился глухим — базар, гора, мода, мороженое.
Ответы:
1 – б; 2 – в, е; 3 – а, г; 4 – б, д; 5 – б; 6 – г; 7 – б; 8 – 1) а, 2) а, 3) б, 4) б; 9 – а; 10 – б; 11 – 1) б, 2) а, 3) б, 4) б, 5) а; 12 – в; 13 – а; 14 – б, в; 15 – 1) б, 2) б, 3) в, 4) а, 5) б, 6) б; 16 – г; 17 – в, д; 18 – в.
Урок №11 Проверочная работа №2 по теме «Фонетика»
Тест
Вариант 1
1. В каких словах все согласные звуки звонкие?
а) берег; в) снова;
б) сдобный; г) взморье .
а) межинститутский; в) цирк;
б) к итогам; г) чисто.
3. В каком слове четыре звука?
а) шьешь; в) поют;
б) лён; г) ядро.
4. В каком слове есть звук [д]?
а) дело; в) подкова;
б) отбросил; г) семнадцать.
5. В каком слоне нет звука [з]?
а) сдать; в) езжу;
б) езда; г) вокзал.
6. В каком слоне нет согласного звука [ j ]?
а) почтальон; в) поёт;
б) полёт; г) льётся.
7. В каком слоне неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку.
а) началúсь; в) áвгустовский;
б) цéмент; г) óптовый.
8. В каком слове выделенный согласный произносится твердо?
а) академия; в) тенденция;
б) термин; г) тенор.
9. Разделите слова на слоги.
Майка, открытие, одноклассник, былинный, предъюбилейный.
Укажите все возможные варианты переноса слова «открытие».
10. Выполните фонетический разбор следующих слов.
Сияние, лавка, мягкий.
Вариант 2
1. В каком слове все согласные звонкие?
а) мороз; в) вдруг;
б) вглубь; г) обида.
2. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?
а) циркуль; в) личный;
б) в институте; г) жить.
3. В каком ряду слов звуков больше, чем букв?
а) бурьян, только; в) дождь, южная;
б) ночью, юг; г) поющая, яростная.
4. В каком ряду во всех словах есть звук [к]?
а) вдруг, мягкий; в) окружность, пробег;
б) кинуть, к дому; г) к делу, кататься.
5. В словах какого ряда нет звука [ж]?
а) жизнь, книжка; в) пейзаж, дружба;
б) перебежчик, сторожка; г) намажьте, жонглировать!
6. В каком слове нет звука [ j ]?
а) яшма; в) паять;
б) занять; г) Ямайка.
7. В каком слове неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку
а) обеспечéние; в) откýпорить;
б) плéсневеть; г) чéрпать.
а) терраса; в) тест;
б) тембр; г) бутерброд.
9. Разделите слова на слоги.
Очертание, суббота, отъявленный, лайковый, предпринять.
Укажите все возможные варианты переноса слона «очертания».
Легкий, поевший, водоворот .
Вариант 3
1. В каких словах все согласные звуки глухие?
а) берег; в) качаться;
б) сдобный; г) записать.
2. В каком слове или сочетании слов нет звука [ы]?
а) хлипкий; в) безынтересный;
б) житейское; г) нация.
3. В каком слове букв больше, чем звуков?
а) мясо; в) драться;
б) пьет; г) елочка.
4. В каком слове происходит оглушение?
а) спичка; в) глобус;
б) травка; г) сделать.
5. В каком слове нет звука [д]?
а) подарок; в) дверной;
б) подъезжать; г) бедствие.
6. В каком слове нет согласного звука [щ]?
а) грузчик; в) летчик;
б) извозчик; г) пильщик.
7. И каком слове неверно поставлено ударение? Исправьте ошибку
а) мизéрный; в) áвгустовский;
б) катáлог; г) звонúт.
8. В каком слове выделенный согласный произносится мягко?
а) академия; в) дезориентировать;
б) дека; г) тезис.
9. Разделите слова на слоги.
Отъезд, сталелитейный, зверолов, старинный, предыстория.
Укажите все возможные варианты переноса слова «предыстория».
10. Выполните фонетический разбор следующих слов.
Поющий, книжка, купаться.
Кодификатор
№ умения | Проверяемое умение | № задания |
Определить звонкие согласные | ||
Определить, в каком слове нет звука [ы] | ||
Определить, в каком слове 4 звука | ||
Определить слово, в котором есть звук [д] | ||
В каком слоне нет звука [з] | ||
Определить, в каком слове нет [й’] | ||
Исправить ошибку | ||
Определить, в каком слове выделенный согласный произносится твердо | ||
Разделить слова на слоги | ||
Выполнить фонетический разбор слов |
Схема анализа
№ задания | Фамилия, имя учащегося Действия учащихся | |||||||
Определили звонкие согласные | ||||||||
Определили отсутствие [ ы ] | ||||||||
Определили слово с 4-мя звуками | ||||||||
Определили слово со звуком [д] | ||||||||
Определили слово без звука [з] | ||||||||
Определили слово без звука [й’] | ||||||||
Исправили ошибку | ||||||||
Статьи по теме: | |
Отделы водорослей К какому царству относятся сине зеленые водоросли
Среди существующих ныне организмов встречаются такие, о принадлежности... Что такое система вообще
В силу того, что системный анализ направлен на решение любых проблем... Курс выживания в дикой природе Подмосковья: как это было
В мае 2012 года в средствах массовой информации появилась информация о... |