Шацкий биография. Педагогическая деятельность и взгляды С. Воспитательная система С.Т. Шацкого

Шацкий биография. Педагогическая деятельность и взгляды С. Воспитательная система С.Т. Шацкого

Термин "воспитание" С.Т. Шацкий употреблял в широком и узком смысле. Воспитание, которое ребенок получал в стенах школы, он называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи, сверстников, взрослых и т.д. - большим педагогическим процессом.С.Т. Шацкий справедливо утверждал, что, занимаясь обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы обрекаем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо немедленно отброшены учащимися, либо будут способствовать воспитанию двуликих Янусов, на словах соглашающихся с установками педагогов, а поступающих вопреки им. Поэтому он определил задачу школы - изучить организованные и неорганизованные воздействия на ребенка для того, чтобы, опираясь на положительные влияния, бороться с отрицательными воздействиями среды. В этой работе школа выступала центром, координирующим и направляющим педагогические воздействия советских общественных организаций и населения района.

"С точки зрения связи школы с окружающей средой С.Т. Шацкий выделял три возможных типа школы :

1 . Школа, изолированная от окружающей среды.

2 . Школа, интересующаяся воздействиями среды, но не сотрудничающая с ней.

3 . Школа, выступающая организатором, контролером и регулятором воздействий среды на ребенка".

Школы первого типа организуют учебно-воспитательный процесс в рамках учебного учреждения, считая, что социальная среда обычно учит детей только плохому, а задача школы - выправить эти воздействия и сформировать детей по старым представлениям школьной педагогики.

Для школ второго типа характерен определенный интерес к среде, который выражается в привлечении жизненного материала к обучению. Такая иллюстративная школа широко пользуется лабораторными методами, она активизирует мышление ребенка, но на этом ее связь со средой обрывается.

Школа третьего типа, над практическим воплощением которой С.Т. Шацкий работал в Первой опытной станции по народному образованию, в окружающей социальной среде выполняла функции организатора, регулятора и контролера детской жизни.

Во-первых, такая школа организовывала учебно-воспитательный процесс, учитывая жизненный опыт ребенка, его возрастные особенности. Дети получали глубокие и прочные знания, которые широко использовались в общественно-полезной деятельности. Во-вторых, взяв на себя функции центра воспитательной работы с детьми, школа "связывалась" с теми сферами среды, где проходил процесс формирования ребенка (семья, улица, деревня и т.д.), внимательно изучала средства воздействия среды на ребенка, их эффективность и, реконструируя их, добивалась усиления положительных влияний среды и нейтрализации отрицательных. И, наконец, школа выступала в окружающей среде как проводник влияния партии на полупролетарские и непролетарские слои населения, активный фактор переустройства жизни на социалистических началах. Вместе с советскими и партийными организациями школа работала над повышением культуры местного населения, улучшением быта, созданием благоприятных условий для достижения целей социалистического воспитания.

При такой постановке вопроса школа ставила перед собой сложные задачи, и было бы ошибкой утверждать, что все школы справлялись с этими требованиями. Только передовым учреждениям, в основном входившим в число опытно-показательных учреждений, это было под силу. Они имели хорошо подготовленные кадры, опыт работы, материальное снабжение выше среднего и, что особенно важно, значительное число разнотипных учреждений, расположенных на одной территории.

Эволюция взглядов С.Т. Шацкого на цели воспитания подрастающего поколения хотя и отмечалась советскими исследователями его творчества, но до недавнего времени трактовалась упрощенно, в духе ортодоксальных партийно-классовых установок: до Октября 1917 г. "искал и ошибался", потом - перешел на "идейно-выдержанные позиции". На самом деле все было гораздо сложней.

Возможно, что подобное упрощенное толкование было в какой-то степени спровоцировано самим Станиславом Теофиловичем, который, вспоминая начало своего пути, писан об этом как-то легковесно, несерьезно:". соберем детей и попытаемся организовать детскую жизнь, а там видно будет, что из этого получится. У детей нет предрассудков, они - настоящие творцы, полные верных инстинктов, чувств и мыслей, их подвижность и оригинальность - наши главные помощники. <. > Мы - товарищи детей. Мы должны делать все, что делают дети, и не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны подчиняться всем правилам, которые вырабатывают дети"

Обратим, однако, внимание на то, что эти заявления не означали отрицания необходимости целей воспитания как таковых, а были в первую очередь способом выразить неприятие той "педагогики", которая господствовала и в семье, и в гимназии и выражала сущность самодержавного сословно-классового царского режима.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что уже тогда у С.Т. Шацкого начинают складываться представления о некой идеальной системе воспитания, в которой гармонически сольются труд физический и умственный, и в основе которой будут тесные доверительные взаимоотношения детей и взрослых, принципы самодеятельности и самоуправления. При этом он настаивал на том, что не должно быть никаких обязательных учебников. Последнее просто замечательно, если вспомнить его позицию. По данному вопросу в конце 20-х гг. Все же вместе взятое и сегодня представляется как нечто туманное, неопределенное.

Однако характерно, что в первом его серьезном опыте - организации детского комплекса, культурного центра для подростков из Марьиной Рощи - многое приобретает реальные, земные очертания: действуют дружно, согласованно разнообразные кружки, секции, мастерские, налажено сотрудничество взрослых и детей, самоуправление, демократия на "американский манер" и многое другое, но никакой анархии и вседозволенности! Оценивая опыт "Сетлемента", можно оказать, что он являет собой поворотный пункт в формировании педагогического мировоззрения С.Т. Шацкого.

Если вначале он мечтал, используя его метафору, как бы раствориться в детях, подобно хорошему режиссеру, который "умирает" в актере, то теперь он приходит к пониманию того, что разнообразная деятельность воспитанников должна быть организована воспитателем на основе изучения и учета их интересов и устремлений. Следует согласиться с мнением одного из первых исследователей творчества С.Т. Шацкого Д.С. Бершадской, которая писала, что "свободу воспитания" он понимал как хорошо налаженную самодеятельность, когда открыт простор для самореализации каждого и обеспечено выполнение требований детского сообщества, коллектива, когда "каждый знал, что делать и как делать для себя и для обшей пользы".

В свете сказанного представляется в высшей степени знаменательным следующее заявление педагога: "Дети не могут помочь себе сами. Их воля слаба, их средства недостаточны. Познание и свобода детской индивидуальности будут реальны только в условиях свободного воспитания". Это принципиально новый взгляд на проблему определения целей воспитания, качественно новое представление о содержании ключевого термина "свободное воспитание". Каковы движущие силы этой эволюции? Представляется, что первоначальное отрицание возможности и целесообразности подготовки детей к реальной жизни можно объяснить следующим образом. Видя безрадостность перспективы для детей рабочих, а именно с ними он начинал свои педагогические опыты, С.Т. Шацкий хотел максимально "расцветить", пусть хоть и небольшой, отрезок этой их жизни. Лозунг "Вернуть детям детство!" имел по сути дела глубоко гуманистическое содержание и общедемократическую направленность. Вместе с тем он был выражением социальной конфронтации с господствующим самодержавным режимом, демонстрирующим свое пренебрежительное, враждебное отношение к пролетарским детям. Это был своеобразный вызов педагога-демократа существующей сословно-классовой системе образования.

С.Т. Шацкий полагал, что ему удастся сделать "Сетлемент" "аполитичным и беспартийным по самому существу своей организации". Однако государство и школа, педагогика и политика в самодержавной России тесно связаны, и "Сетлемент" был, как и следовало ожидать, запрещен "за пропаганду идей социализма среди детей".

Это обстоятельство оказало сильное влияние на подход С.Т. Шацкого к организации всей его педагогической деятельности. Теперь он стремился к тому, чтобы изолировать своих воспитанников от враждебных влияний социальной среды, приблизив их к природе. Он видит организационно-педагогическое решение этой задачей в создании учебно-воспитательного учреждения интернатного (закрытого) типа. Не требуя помощи от государственных структур и уповая на поддержку благотворителей-спонсоров, он мечтает, чтобы ему только не мешали, позволили находиться, как теперь говорят, в "автономном плавании". Поэтому, когда известная московская благотворительница А.Н. Морозова предложила ему освоить участок пустоши в "медвежьем углу" Калужской губернии, он с радостью принял это предложение, где и создал знаменитую потом на весь мир школу-колонию "Бодрая жизнь".

В принципе подобная практика организации воспитательной работы тормозит общее развитие ребенка, поскольку резко сужает его сферу общения. Однако в тех конкретно-исторических обстоятельствах выбор С.Т. Шацким именно такой формы организации детской жизни представляется педагогически обоснованным, а главное - исторически перспективным. Он исходил из того положения, что "правильно организованная школа всегда должна идти впереди жизни". Его крылатая фраза-метафора "Дети - работники будущего" исторически точно выражала общедемократическую направленность экспериментального поиска и на самом деле, фактически стала девизом революционно-пролетарской стратегии, направленной на то, чтобы разрушить старую царскую школу и на ее обломках построить нечто принципиально новое.

Такова наша, может быть, несколько противоречивая оценка взглядов С.Т. Шацкого в начальный период его деятельности. Включившись в общедемократическое движение "за свободное воспитание", в целом весьма своеобразно, как мы показали, понятое, он воспринял самое главное, действительно ценное: любовь к детям, обостренное внимание к их интересам и запросам, веру в их творческие силы и возможности. Это и определяло основное направление организации педагогического процесса, выраженное метафорой "учиться жизни у детей".

В итоге собственных исканий, основательного знакомства с зарубежным опытом он формулирует цель и методы, строит описательную модель трудовой школы следующим несколько парадоксальным образом: "Идти надо от кухни, а не от Канта. Все здоровое, живое и глубокое можно основать на этих привычках к деятельности. Когда я посещаю класс и вижу умственные потуги, то засыпаю и прихожу в угнетенное состояние. Когда же вертят, строгают, жужжат, то воспаряю вновь. Это фундамент, а остальное здание интеллекта может быть превосходно достроено".

Надо сказать, что свое представление о трудовой школе С.Т. Шацкий вынашивал давно. В первом своем приближении это было реализовано в "Сетлементе". В обществе "Детский труд и отдых", которое согласно утвержденному уставу "имеет своей целью доставлять детям всевозможные разумные занятия и развлечения, укреплять их здоровье и оказывать им медицинскую помощь", главная целевая установка оставалась прежней: воспитание сознательного отношения к общественно полезному труду, готовности к активной социальной работе, к творческой деятельности в сфере искусства.

Объединяя, таким образом, в едином учебно-воспитательном процессе учение, труд, искусство, С.Т. Шацкий уже в дореволюционный период сознательно и последовательно ориентируется на идею всестороннего, гармоничного развития как доминанту всех воспитывающих воздействий. Но как человек реалистически мыслящий он видит наиболее естественный и педагогически эффективный вариант ее воплощения в устройстве определенным образом обособленной колонии-сообщества, где дети вместе с наставниками-сотрудниками входят в близкое соприкосновение с природой и развивают свои силы и способности, основываясь "на разумном, серьезном труде". "Я считал, - писал он, - что трудовая школа есть по существу хорошо организованная детская жизнь, что если бы мы сумели это сделать, если бы сумели обслуживать детей всесторонне - и со стороны общественной и трудовой, и со стороны умственной и эмоциональной, то мы имели бы наиболее совершенный образец организации трудовой школы". Иными словами, С.Т. Шацкий уже тогда глубоко осознавал, что наиболее полное решение проблемы всестороннего развития возможно лишь в условиях соответствующим образом организованного учебно-трудового коллектива, поскольку между основными сторонами детской жизни - физическим трудом, игрой, искусством, умственным и социальным развитием ребенка - существует определенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие и в конечном счете те или другие изменения в одном направлении (это касается форм детских деятельностей и их организации) вызывают соответствующие изменения в другом.

По сути дела, здесь выражена идея комплексного подхода в его современном полномасштабном понимании. Подводя предварительные итоги своим поискам до 1917 г., он писал:". канву материальную, Дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой - деловое самоуправление. Повторяет и приспосабливает к жизни, повторяет пройденные этапы человечества - игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования - работа Ума. Соединение всех элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни".

С.Т. Шацкий еще в дореволюционные годы исходил из того, что смысл жизни человека заключается в развитии всех его "сущностных сил" и что условием этого развития являются воспитание и образование, которые переходят в самообразование лишь при реализации в педагогическом процессе принципа саморазвития. Этот принцип имеет две стороны: главную, внутреннюю, обусловленную самой природой ребенка, и внешнюю, которая выражает эт5 внутреннюю данность человека в различных формах самодеятельности в самом широком ее понимании. Уже "Сетлемент" стал по сути дела первым в России детским клубом, созданным и функционирующим как самоуправляющаяся "автономная" общность

При организации детской жизни он опирался на "реальный опыт" ребенка, который "известным способом должен быть выявлен педагогом". На этой базе строятся соответствующие занятия в школе-лаборатории, где происходит "соприкосновение с накопленным человеческим опытом в виде готовых знаний". При этом, хотя и с помощью наставника, ученик должен обязательно все "пропустить через себя". В результате, как надеялся С.Т. Шацкий, ребенок будет "расти, как на дрожжах".

Новаторская система педагогического процесса требовала и особым образом подготовленного наставника.С.Т. Шацкий начал готовить их из числа колонистов, которые трудились вместе с ним летом в Щелкове. Позже многие его воспитанники становятся энергичными помощниками е школе-колонии "Бодрая жизнь", затем - на Первой опытной станции по народному образованию. Именно такой способ подготовки педагогических кадров, полагаем, объясняется тем, что в дореволюционный период деятельности С.Т. Шацкого организация жизни детей представляла собой достаточно закрытую систему и потому могли существовать лишь за счет внутренних кадровых ресурсов.

Известно, что С.Т. Шацкий не принял октябрьский переворот. Многие исследователи предпочитали не углубляться в этот вопрос, ограничиваясь тем объяснением, которое он дал десять лет спустя: ему помешали "наше культурничество, аполитичность, обычное отношение интеллигента того времени к большевикам как разрушителям".

В действительности все выглядело иначе. После Февральской революции он сразу стал видным общественным деятелем - руководителем школьного отдела Московской городской думы. Вместе с Н.И. Поповой - его единомышленником и одним из лидеров московского учительства - он получил возможность беспрепятственно реализовать те проекты, которые вынашивал долгие годы. И вдруг - Октябрь. Думается, он просто испугался надвигавшихся перемен. Как еще иначе объяснить эту загадку С.Т. Шацкого? Почему он, придя к идее всестороннего развития личности ребенка путем создания трудовой школы, враждебно отнесся к той власти, которая объявила реализацию этой задачи целью и содержанием всех своих преобразований в сфере просвещения?

Однако он твердо знал одно: работу в "Бодрой жизни" надо продолжать, что он и делал. По воспоминаниям Р.К. Шнейдера, С.Т. Шацкий изменил свою позицию после того, как познакомился с текстом "Декларации о единой трудовой школе" - этим манифестом революционной педагогики.

Теперь он утверждает, что "школа не может быть замкнутой, школа "в себе" - не наша школа, школа, которая только изучает окружающую жизнь, - также не наша", "трудовая школа - это та, которая организует изучение жизни и активно участвует в ней". Он приходит к признанию объективной необходимости широкого и тесного взаимодействия школы с окружающей средой, что и составит одну из генеральных идей его новаторской педагогической системы.

В статье "Система детского сада" (1921), которую многие исследователи проблем общеобразовательной школы почему-то не замечают, на вопрос: "Из каких элементов состоит детская жизнь?" - он отвечает так: "Физическое развитие, искусство, умственная жизнь, социальная жизнь, игра и физический труд". Это демонстрирует его явное продвижение в осмыслении структуры и основных направлений всестороннего воспитания ребенка. При этом он начинает отчетливо различать "общую" и "ближние" цели. Первые ставит сама жизнь, то ее направление, которое характерно для каждой исторической эпохи. Общая цель воспитания зависит "от направления экономики эпохи и данной страны, от ее быта, от ее идеалов". Вторые - "от тех средств, которыми страна располагает".

Такое разграничение целей является, по нашему мнению, существенным методологическим продвижением в решении этой важнейшей научно-практической проблемы. В самом деле, теперь цель воспитания это не абстрактная общечеловеческая категория-абсолют, а конкретно-исторический феномен, существующий во времени и пространстве. Более того, главным и единственным субъектом в определении целей выступает "сама жизнь". Но возникает вопрос: что имел в виду С.Т. Шацкий, употребляя эту метафору? Может быть, то, что это прерогатива властных структур? А может и быть, он, таким образом, попытался, как бы замаскировать свою прежнюю позицию: "школа - вне партий"? Или он хотел более строго определить круг профессиональных обязанностей и прав педагогики, которая призвана обеспечивать реализацию "запросов жизни", требований времени в виде конкретных технологических процедур?

Если цели воспитания диктует "дух времени", то, как это должно выглядеть в России? - задает себе вопрос С.Т. Шацкий. В эпоху революционных перемен, полагает он, дать четкое определение целей воспитания невозможно. Однако есть детерминанты, векторы, "нечто бесспорное", что позволит получить о них определенное представление, а именно: "Каждая страна ныне ставится в ясную необходимость энергичного участия во всемирном обмене, границы и стены стран в сильнейшей степени потрясены, отсюда вытекает необходимость широкого взгляда на вещи, расширения горизонтов, т.е. интернациональное должно занимать важнейшее место в жизни. Проблемы нового строя входят в положительные идеалы воспитания. Проблемы коллективизма приобретают доминирующее значение. Переоценка ценностей выдвигает проблемы учета, анализа, экономии сил. Особое значение приобретает реальная действительность, жизненность воспитания, Проблема среды в формировании личности выдвигается на первый план Истощение всех материальных ресурсов, колоссальное развитие массовых потребностей в грядущем строе заставляют особенно думать об активном проявлении сил, целесообразности их расходования и продуктивности. Сильное влияние техники и связанных с ней научных знаний - отсюда ясны общие цели современности; гражданин будущего интернационален, коллективист, организатор, реалист, мастер своего дела, отдающийся своему настоящему призванию. К этому лишь надо готовить наших детей".

Поразительное проникновение в сущность своего исторического времени и видение проблем будущего в глобальном, как бы мы сказали сегодня, масштабе!

В это время С.Т. Шацкий, вскоре член партии большевиков, окончательно порывает с идеологией "свободного воспитания". Однако интересы ребенка, пути раскрытия его индивидуальности остаются для него базисом, на котором строится вся его педагогическая система. Он далек от идеализации природы и возможностей ребенка, от желания предоставить ему полную свободу в учебно-воспитательном процессе. "Новая школа, - заявляет он, - это школа чрезвычайно серьезно организованная. Новая школа не может строиться на беспорядочном потоке различных интересов детей".

Революция, подчеркивал он, "совершила переворот и в педагогическом деле. Переворот этот отразился, прежде всего, на постановке самой цели воспитания. Мы думаем, что мы должны, прежде всего, воспитывать советского гражданина - гражданина, призванного для строительства социализма в нашей стране. Эта задача является одной из важнейших задач, которые ставит перед собой революция". Здесь уже очевиден политический "окрас" партийца-большевика. "Дух времени" властно требовал своего. Можно сказать, этим завершаются, а точнее, прерываются попытки С.Т. Шацкого решить проблему целей воспитания в духе общедемократических, либеральных традиций и устремлений. Под влиянием пролетарской партийно-классовой идеологии траектория его новаторского поиска деформируется, что и привело в итоге к трагедии этого новатора, попытавшегося перешагнуть из одной исторической эпохи в другую.

Вывод:

B мае 1919 года С.Т. Шацкий устраивает на основе учреждений общества "Детский труд и отдых" опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Задачи методического центра отделения выполняла колония "Бодрая жизнь". Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Опытная станция вела работу c детьми, устраивала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью. По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936года.

Известно, что С.Т. Шацкий пытался создать детское производство (кирпичный завод), но получил отказ. Также неудачно закончилась и попытка стать депутатом местного совета.

С.Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А.А. Фортунатов, М.Н. Скаткин, Л.К. Шлегер, В.Н. Шацкая и др. Примечательно, что ставший известным и уважаемым академиком АПН СССР М.Н. Скаткин, также как и сам Шацкий, не имел диплома о высшем образовании.С.Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основоной формы учебной работы. Под руководством С.Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

В августе 1932 года в Московской консерватории, по инициативе её директора С.Т. Шацкого и профессора А.Б. Гольденвейзера было создано Детское отделение для подготовки способных учеников к поступлению в музыкальный вуз - будущая центральная музыкальная школа.

Станислав Теофилович Шацкий

Станислав Теофилович Шацкий (1878–1934) – крупная фигура российской педагогики XX столетия. Теоретик и практик, он внес свой вклад в развитие идей социального воспитания, создание экспериментальных учебно- воспитательных учреждений: Сеттльмент, Бодрая жизнь, Первая опытная станция. В этих учреждениях проходили проверку идеи самоуправления учащихся, воспитания как организации жизнедеятельности детей, лидерства в сообществе школьников и др. С. Т. Шацкого глубоко интересовала проблема вхождения ребенка в сферу культурных достижений человеческой цивилизации. На становление его научных взглядов повлияли идеи представителей отечественной и зарубежной педагогики, в особенности Л. Н. Толстого, А. Ф. Фортунатова, Д. Дьюи.

С. Т. Шацкий был одним из организаторов забастовки Всероссийского учительского союза в 1917–1918 гг., воспротивившегося разрушению большевиками школьной системы. В дальнейшем Шацкий, стремясь служить на благо детей и образования, пошел на сотрудничество с Наркомпросом.

Источник развития педагогической науки Шацкий видел в анализе организованного воспитательного процесса и обстоятельств, лежащих вне такого процесса (влияние улицы, семьи и пр.). Он считал, что главное влияние на развитие ребенка имеют нс генетические задатки, а социально-экономическая среда: "Мы не должны рассматривать ребенка самого по себе... а должны смотреть на него как на носителя тех влияний, которые в нем обнаруживаются как идущие от окружающей среды". Такой подход резко контрастировал с биологизмом педологии. Он высказывал сомнения в правомерности создания педологии как новой отрасли знания при помощи математических методов. Вместе с тем Шацкий соглашался, что попытки обойтись без экспериментальных педагогических исследований обречены на неудачу. Шацкий отвергал упрощенный социальный подход к ребенку, считая безумием "ломать" детскую природу и "ковать" нового человека во имя прекрасного завтра.

Шацкий сформулировал важные цели обучения и воспитания: соответствие социальному заказу и одновременный учет индивидуальных особенностей личности; формирование у детей умения объединять усилия при достижении общей цели (например, через самоуправление); подготовка преподавателя, обладающего умениями учить, поощрять социально благоприятное воздействие на ребенка, владеющего методами исследования детей; учет макро- и микросоциального окружения ребенка.

Оставляя за школой основную роль в воспитательной работе с детьми, Шацкий подчеркивал, что учебно-воспитательное заведение должно быть теснейшим образом связано с жизнью, являться центром и координатором воспитательного воздействия среды. Главными факторами деятельности ребенка в процессе воспитания и обучения Шацкий называл творчество и самостоятельность. Основная цель обучения – не приобретение знаний, а развитие мышления, воспитание ума. Рассматривая вопрос о месте производительного труда в воспитании, Шацкий подчеркивал, что нельзя стремиться сделать такой труд способом восполнения затрат на образование.

Антон Семенович Макаренко

Антон Семенович Макаренко (1888–1939) – выдающийся отечественный педагог, который творчески переосмыслил классическое педагогическое наследие, принял активное участие в педагогических поисках 1920–1930-х гг., определив и разработав ряд новых проблем воспитания. Спектр научных интересов Макаренко распространялся на вопросы методологии педагогики, теории воспитания, организации воспитания. Наиболее обстоятельно он успел представить свои взгляды, относящиеся к методике воспитательного процесса.

В педагогическую науку А. С. Макаренко пришел как блестящий практик: в 1917–1919 гг. он заведовал школой в Крюкове; в 1920 г. принял руководство детской колонией под Полтавой (в дальнейшем – колония им. Горького); в 1928–1935 гг. работал в детской коммуне им. Дзержинского в Харькове. Со второй половины 1930-х гг. Макаренко фактически был отстранен от педагогической практики и в последние годы жизни занимался научным и писательским трудом. Из-под его пера вышли ставшие классикой педагогические сочинения: "Педагогическая поэма", "Флаги на башнях", "Книга для родителей", "Марш тридцатого года" и др.

А. С. Макаренко разработал стройную педагогическую систему, методологической основой которой является педагогическая логика, трактующая педагогику как "прежде всего практически целесообразную науку". Такой подход означает необходимость выявления закономерного соответствия между целями, средствами и результатами воспитания. Узловой пункт теории Макаренко – тезис параллельного действия, т.е. органического единства воспитания и жизни общества, коллектива и личности. При параллельном действии обеспечиваются "свобода и самочувствие воспитанника", который выступает творцом, а не объектом педагогического воздействия. Квинтэссенцией методики системы воспитания, по Макаренко, является идея воспитательного коллектива. Суть этой идеи заключается в необходимости формирования единого трудового коллектива педагогов и воспитанников, жизнедеятельность которого служит питательной средой для развития личности и индивидуальности.

Творчество Макаренко пришло в противоречие с официозной педагогикой, насаждавшей идею воспитания чело- века-винтика в гигантской социальной машине. Макаренко исповедовал идею воспитания самостоятельного и деятельного члена общества, учитывая специфику детства и природы ребенка: "Ребенок – это живой человек. Это вовсе не орнамент нашей жизни, это отдельная полнокровная и богатая жизнь. По силе эмоций и тревожности, и глубине впечатлений, по чистоте и красоте волевых напряжений детская жизнь несравненно богаче жизни взрослых".

1 (13) июля 1878 (по другим данным 1873), с. Воронино Духовщинского у. Смоленской губ. - 30 октября 1934, Москва

Российский и советский педагог-экспериментатор, деятель образования, один из основоположников педагогики сотрудничества

Родился в семье военного делопроизводителя польского происхождения. Учился в 6-й Московской гимназии (1885-1893), затем на физико-математическом и медицинском факультетах Московского университета (1893-1903), одновременно посещал занятия в Московской консерватории (1899-1901), в Петровской сельскохозяйственной академии; ученик К. А. Тимирязева (1905). Увлёкшись педагогическими идеями Л. Н. Толстого, отказался от карьеры оперного певца, решив заняться созданием земледельческих школ-коммун по образцу Яснополянской школы Толстого.

Педагогическую деятельность начал в 1905 с создания первых в России внешкольных клубов для детей и подростков рабочих окраин Москвы, летней колонии в Щёлкове (близ Москвы). В 1906 по американским образцам организовал общество «Сетлемент» (совместно с А. У. Зеленко, В. Н. Демьяновой, Л. К. Шлегер и др.) с целью организации культурно-просветительской работы среди детей бедняков, не имевших возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу. В 1908 был арестован за пропаганду социализма среди детей, общество закрыто полицией. С 1909 руководил обществом «Детский труд и отдых», фактически продолжающей традиции «Сетлемента». В 1911 вместе с супругой - В. Н. Шацкой (Демьяновой) на средства помещицы М. К. Морозовой организовал летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» (Калужская губ., ныне г. Обнинск), ставшей образцом для советских школ-коммун.

Отрицательно отнёсся к приходу к власти большевиков, был одним из организаторов забастовки учителей, инициированной Всероссийским учительским союзом, отверг предложение А. В. Луначарского войти в руководство Наркомпроса. Однако затем, видя возможность реализации своих планов по организации нового типа школы, принял предложение Н. К. Крупской о сотрудничестве. В 1919-1932 руководил работой широко известной Первой опытной станции по народному образованию Наркомпроса РСФСР, имевшую сельское отделение в Калужской области, куда вошла колония «Бодрая жизнь» (14 школ 1-й ступени, 1 школа 2-й ступени, 5 детских садов, 4 дошкольные летние площадки, 3 районные библиотеки, школьный музей, педагогическая выставка), и городское отделение в Москве, в районе Марьиной Рощи (детский сад, Первая трудовая школа, педагогические выставка, библиотека, техникум). Член учебно-педагогической секции ГУСа (с 1921) и коллегии Наркомпроса РСФСР (с 1929), директор Московской консерватории и руководитель Центральной педагогической лаборатории НКП РСФСР (1932-1934). В конце 1920-х -начале 1930-х деятельность Шацкого была подвергнута критике со стороны официальной педагогики, он обвинялся в «аполитичности», «толстовстве»; в 1960-х гг. интерес к его деятельности и творчеству возродился. Похоронен на Новом Донском кладбище (вместе с В. Н. Шацкой).

В начале XX века в основном занимался культурно-просветительской работой с населением, прежде всего с детьми. Сплотил группу педагогов-энтузиастов, осуществил опыт постановки внешкольной работы, основанной на уважении к личности ребёнка и направленной на воспитание детей в духе коллективизма, развития их творческих способностей. В своих учреждениях вёл поиск новых форм и методов воспитательной работы, организовывал мастерские, клубные занятия по интересам, художественную самодеятельность, использовал элементы детского самоуправления. Приступил к изучению проблем детского коллектива, занимался дошкольной педагогикой. После 1917 развернул теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа. Не имея диплома о высшем образовании, организовал на базе педагогического коллектива Первой опытной станции научную школу (В. Н. Шацкая, Л. К. Шлегер, А. А. Фортунатов, Е. Я. Фортунатова, Н. О. Масалитинова, М. Н. Скаткин, Л. Н. Скаткин, Н. П. Кузин и др).

Утверждая органическую связь современной школы с обществом и окружающей средой, обращал внимание педагогов на многообразие видов детской жизнедеятельности, развитие трудовых навыков и творческих способностей ребёнка. Педагогический процесс строил как взаимодействие педагога и воспитанника, охватывающее духовный мир ребёнка и сферу его практической реализации, определял взаимосвязи как между участниками педагогического процесса, так и между отдельными элементами воспитания, к которым относил умственный и физический труд, искусство, игру. Подчёркивал, что нарушение связи между компонентами воспитания личности приводит к одностороннему развитию ребёнка, а материальную, дисциплинирующую и опытную канву воспитания составляет физический труд. Эффективным средством организации свободного творческого взаимодействия ученика с учителем, коллективом и обществом Шацкий считал самоуправление, способствующее развитию личности, усвоению общечеловеческих ценностей.

Выступал за демократические принципы организации школы, строящейся на сотрудничестве учителя и ученика, что позволило бы создать основу для творческого взаимодействия, обеспечивающего эффективность образования и воспитания. В этом взаимодействии отводил учителю роль не только организатора, но исследователя детской жизни. Организующим ядром школьной жизни считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного (музыку, живопись, театр, прикладное искусство и т. д.) и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности и коллектива. Под системой эстетического воспитания понимал оптимальное взаимодействие всех политических и гражданских институтов общества в целях развития творческих потенций человека.

Внёс вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Руководил разработкой методов педагогического исследования - социально-педагогического эксперимента, наблюдения, опроса. Занимался проблемами подготовки учителей, способных не только организовать обучение и воспитание в школе, но и проводить образовательную работу с населением и заниматься научно-исследовательской работой; педагогический коллектив рассматривал как творческую организацию коллег-единомышленников.

Основные труды

О новой школьной организации // Советская педагогика. 1978. № 6.

Избранные педагогические сочинения. Т. 1-2. М., 1980.

Библиография

Стариков Н. В. Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934). Материалы к научной библиографии. М., 1968.

Литература

◦ С. Т. Шацкий. 1878-1934. Сборник статей. М., 1935.

◦ О Станиславе Теофиловиче Шацком: статьи и воспоминания. М., 1960.

◦ Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого. М., 1977.

Скаткин М. Н. С. Т. Шацкий о всестороннем развитии детей. М., 1977.

Семченко А. В. Социально-педагогические взгляды С. Т. Шацкого. Дис. … канд. пед. наук. М., 1995. (Автореферат).

Беляев В. И. Становление и развитие инновационной концепции С. Т. Шацкого. М., 1999.

Фрадкин Ф. А. С. Т. Шацкий: последние годы жизни // Труды кафедры педагогики, истории образования и педагогической антропологии. М., 2002. Вып. 17.

◦ Опыт С. Т. Шацкого и современность (к 125-летию со дня рождения). Сборник статей. Обнинск, 2003.

Степанова Л. А. С. Т. Шацкий в зеркале духовных исканий XX века // Педагогика. 2009. № 1.

Архивы

≡ Научный архив РАО. Личный фонд В. Н. Шацкой, ф. 106, 1081 ед. хр., 1923-1981 гг.

≡ Научный архив РАО. 1-я Опытная станция по народному образованию Наркомпроса РСФСР, ф. 1, 367 ед. хр., 1903-1956 гг.

Директор Московской консерватории (1932-1934).

Родился 1 июня 1873 г. (по другим данным 1878 г.) в с. Воронино Смоленской губернии. В 1892-1900 гг. занимался в классе сольного пения У. Мазетти, затем продолжил обучение у него же в Московской консерватории (с 1899 г. по 1901 г.). В 1903 г. окончил естественный факультет Московского университета, в 1905 г. - Московский сельскохозяйственный институт (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева).

13 февраля 1932 г. постановлением коллегии Наркомпроса Шацкий был назначен директором Московской консерватории.Ему принадлежала инициатива открытия при консерватории ряда важных объектов. При активном участии Шацкого в 1933 г. была организована Школа высшего художественного мастерства (как аспирантура для исполнителей).

Среди первых ее аспирантов были - М. М. Гринберг, Н. Л. Дорлиак, Э. И. Гроссман, Я. И. Зак, А. Л. Иохелес, Г. С. Козолупова, И. Б. Швейцер, М. Б. Питкус, Е. Н. Алексеева и др.Шацкий был также одним из инициаторов открытия Оперной студии консерватории, которое состоялось 30 мая 1933 г. В Большом зале под управлением А. Ш. Мелик-Пашаева была исполнена опера В. А. Моцарта «Свадьба Фигаро». Шацкому принадлежит и организация при консерватории национальных студий: Башкирское отделение (открыто в 1932 г.), Татарская оперная студия (1934), Узбекская и Туркменская студии (1935). Позднее были открыты также Казахское отделение (1936), Северо-Осетинское и Киргизское отделение (1941).

В октябре 1932 г. в консерватории был организован Научно-исследовательский институт (НИМИ), директором которого был назначен Н. А. Гарбузов.Особое внимание Шацкий уделил композиторскому факультету. В частности, по инициативе Шацкого, А. Б. Гольденвейзера и Г. И. Литинского в качестве профессора-консультанта в консерваторию в 1933 г. был приглашен С. С. Прокофьев. Будучи крупнейшим деятелем в области педагогики, Шацкий значительную часть времени посвящал работе в Особой детской группе при консерватории.

В 1933 г. в Большом зале состоялся концерт-смотр юных музыкантов, в котором, в том числе, участвовали и были награждены премиями будущие знаменитые исполнители - Б. Гольдштейн, Е. Гилельс, М. Фихтенгольц. В дальнейшем Особая детская группа была преобразована в Центральную музыкальную школу (1935). После скоропостижной смерти Шацкого в 1934 г. на пост директора консерватории был назначен Г. Г. Нейгауз.

Музыкально-общественная деятельность:

После окончания института Шацкий, совместно со своей женой В. Н. Шацкой, начал работу по организации на окраинах Москвы детских и рабочих кружков и клубов, в частности детского клуба «Сетльмент», затем клуба «Детский труд и отдых» (1909-1911). В 1911 г. Шацкие организовали детскую летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь» в Калужской губернии, ставившую задачу формирования детского коллектива, всестороннего физического, умственного и эстетического воспитания детей. Колония представляла собой своеобразную педагогическую лабораторию, где исследовалось развитие личности ребенка в процессе занятий трудом, игрой, искусством.

Важное значение придавалось формированию потребности в искусстве, которое рассматривалось как средство общего развития личности. Наибольший интерес у детей вызывали музыкальные занятия, которые проводила Шацкая (дети слушали классические произведения в ее исполнении, разучивали песни, осваивали начала музыкальной грамоты, пели в руководимом ею хоре, участвовали в постановке опер и музыкальных спектаклей).

В 1919 г., по инициативе Шацкого, была создана Первая опытная станция по народному образованию при Наркомпросе РСФСР, включившая в себя преобразованную в школу колонию «Бодрая жизнь» и опытные учреждения - детские сады и школы I и II ступени. В 1919 г. они же возглавили Первую опытную станцию по народному образованию при Наркомпросе РСФСР (существовала до 1932 г.), имевшую Калужское (школа-колония «Бодрая жизнь») и Московское отделения.

Станция представляла собой комплекс научно-исследовательских и педагогических учреждений и включала детские сады, школы, внешкольные учреждения для детей и культурно-просветительские - для взрослых. В 1929-1934 гг. Шацкий был членом коллегии Наркомпроса РСФСР. В 1932-1934 гг. руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР.Умер 30 октября 1934 г. в г. Москве.

Научные труды. Издания. Публикации

  • «Бодрая жизнь». Из опыта детской трудовой колонии (совместно с В. Н. Шацкой). М., 1915, 3-е изд. М., П., 1923
  • Дети - работники будущего. М., 1922
  • Годы исканий. М., 1924, 2-е изд. 1925, 1935
  • Воспитание музыканта. Планы и требования Московской консерватории // Советское искусство. 1934. 23 мая
  • Мой педагогический путь // С. А. Черепанов. С. Т. Шацкий в его педагогических высказываниях. М., 1958
  • Избранные педагогические сочинения. М., 1958
  • Педагогические сочинения. ТТ. 1-4. М., 1962-1965
    и другие

Публикации об этом педагоге:

  • «Кто писал о музыке»: Биобиблиографический словарь музыкальных критиков и лиц, писавших о музыке в дореволюционной России и СССР / Сост. Тт. 1-3 - Г. Б. Бернандт, И. М. Ямпольский, т. 4 - Т. Е. Киселева. В 4-х томах. Т. 4. М., 1989
  • Московская консерватория. 1866-1966 / Ред. коллегия: Л. С. Гинзбург, А. И. Кандинский, А. А. Николаев, В. В. Протопопов, Н. В. Туманина (Рукавишникова). М., 1966
  • С. А. Черепанов С. Т. Шацкий в его педагогических высказываниях. М., 1958
  • Бершадская Д. С. Педагогические взгляды и деятельность С. Т. Шацкого. М., 1960
  • А. Ф. Лушин С. Т. Шацкий в Московской консерватории // Воспоминания о Московской консерватории / Сост. и комм. Е. Н. Алексеевой и Г. А. Прибегиной. Общ. ред. Н. В. Туманиной. М., 1966
  • Гончаров Н. К. Очерки по истории советской педагогики. Киев, 1970
  • Бершадская Д. С. Педагогическая деятельность и взгляды С. Т. Шацкого. Учебно-методическое пособие для студентов заочных отделений педагогических институтов. М., 1973
  • Опыт педагогической деятельности С. Т. Шацкого. Сборник статей / Сост. Ю. В. Новикова; Под ред. В. Н. Шацкой и Л. Н. Скаткина. М., 1976
  • О Станиславе Теофиловиче Шацком. Статьи и воспоминания / Под ред. Л. Н. Скаткина и В. Н. Шацкой. М., изд-во АПН РСФСР, 1961
  • Малинин Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С. Т. Шацкого. М., 1993

Станислав Теофилович Шацкий (1878-1934) - известный русский и советский педагог-экспериментатор, автор многих трудов по вопросам воспитания. Свою педагогическую деятельность начал в 1905 г. среди детей и подростков рабочих окраин Москвы, где вместе c А. У. 3еленко и другими педагогами создавал первые в России детские клубы. B 1905 г. С. Т. Шацкий и А. У. 3еленко открыли в Москве клуб для детей. В 1906 создал общество «Сетлемент», которое в 1908 г. было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1910 г. руководил обществом «Детский труд и отдых». В 1911 г. основал летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь». С 1919 по 1932 г. руководит трудами первой опытной станции по народному образованию. С 1932 по 1934 г. директор Московской консерватории и Центральной педагогической лаборатории.

Биография

Станислав Теофилович Шацкий родился в с. Воронине, ныне в Духовщинском районе Смоленской области, происходил из дворянской семьи, многолюдной, с выраженными религиозными настроениями (католицизм). Потом он заметит: «для занятия педагогикой нужен определённый склад души…». В 1885 году он принят в 6-ю Московскую гимназию, считавшуюся на то время одной из лучших в Москве. Воспоминания об учёбе в ней сохранились в книге С. Т. Шацкого «Годы исканий» (Ч.1. «Старая школа»), где он описывает, как в ней шла постоянная война учителей и учеников, ненадолго прерывавшаяся лишь во время экзаменов, когда интересы тех и других сближались. Характерный отрывок: «после учебного года ученики группами идут и жгут или топят учебники». Возможно, поэтому Шацкий потом всю жизнь проводил педагогику сотрудничества, что для того времени было весьма необычно (едва ли не единственным исключением тех лет была школа Л.Толстого).

«Моя педагогическая вера выросла из отрицания того, как меня учили и воспитывали» напишет Станислав Теофилович позднее.

Через восемь лет, в 1893 году, С. Шацкий поступил в Московский университет (сначала на Мехмат, затем переводится на медицинский факультет, но и там долго не задерживается), затем - в Петровскую (Тимирязевскую) сельскохозяйственную Академию. Последний переход объяснялся просто: Шацкий уже решил стать педагогом, при этом за образец для себя считал в то время школу Л. Н. Толстого в Ясной Поляне, где учащиеся много внимания уделяли труду, особенно на земле, в поле. Поскольку Шацкий считал для себя необходимым всё делать профессионально, то он переходит в с/х академию на специальность агронома именно для того, чтобы грамотно и умело руководить занятиями своих будущих учеников на земле. Однако как только он посчитал, что получил необходимые знания, то оставляет академию, в 1905 году, не окончив её (несмотря на очевидные успехи и приглашения заняться научной работой по данному направлению).

В 1899-1901 годах занимался в Московской Консерватории по классу вокала в классе У. Мазетти. Занятия были настолько успешными, что, хотя он и не окончил Консерваторию, его пригласили в оперную группу Большого театра. В Консерватории он знакомится со своей будущей супругой, В. Н. Демьяновой, окончившей её с красным дипломом по классу фортепиано. Но его привлекало иное - педагогика.

Свою педагогическую деятельность С. Т. Шацкий начал с попытки создания частной школы, в чём ему было отказано, поэтому в 1905 году среди детей и подростков рабочих окраин Москвы он вместе c архитектором А. У. 3еленко и другими педагогами создаёт первые в России детские клубы. В 1906 году он организовал общество «Сетлемент» («Поселение» - с англ.), которое в 1908 году было закрыто полицией за пропаганду социализма среди детей, а сам Шацкий арестован. С 1910 года руководит обществом «Детский труд и отдых». В 1911 году организовал летнюю детскую колонию «Бодрая жизнь». С 1919 по 1932 год по предложению А. В. Луначарского руководит работой первой опытной станции по народному образованию. В 1932-1934 годах руководил Центральной экспериментальной лабораторией Наркомпроса РСФСР и, одновременно, с 13 февраля 1932 года до своей скоропостижной смерти был директором Московской консерватории.

gastroguru © 2017