Рассказ о самых древних предках монголов – о великах гуннах. Монголы Племенные старейшины у монголов

Рассказ о самых древних предках монголов – о великах гуннах. Монголы Племенные старейшины у монголов

Так как монголы издавна испытывали сильнейшее тюркское культурное влияние и долгое время жили под властью тюрков, то их язык, общественное устройство и правовые взгляды также оказались под воздействием тюркского языка и тюркского права.

Родо-племенной строй монголов практически ничем не отличается от такового у тюрков.

В то же время у монголов существовали некоторые специфические черты, которые не были присущи тюркскому родо- племенному устройству.

Как было показано выше, общественный строй древних тюрков был демократичным, базировался на народных принципах. За исключением рабов, все тюрки были свободными людьми. Не было групп, пользовавшихся особенными привилегиями. А вот монгольский родо-племенной строй уже с самых древних времен характеризовался тем, что у монголов наряду со свободными родами существовали роды, подчиненные другим родам, т.е. роды, состоявшие из рабов.

Древнетюркское право признавало свободу и равенство народа, у монголов же господствовал принцип подчинения одних другим, право осуждения одних другими.

Другими словами, основная тенденция древнетюркского права - демократичность, в то время как монгольское право пропитано духом аристократизма, избранности (938).

Выше мы рассказывали о родовом устройстве якутов и киргиз-кай- саков (казах-кыргызов). Укажем на черты сходства между монгольской и тюркской родо-племенными системами.

Основной ячейкой общества у древних монголов был род («обог»). Родовой строй монголов также основывался на принципе главенства отца семьи. Монгольская семья имела патриархальный характер, родство определялось по отцовской линии. Главой семьи был отец. Род также формировался на принципах патриархата, его главой считался самый старший в роду мужчина. Род состоял из людей, ведших происхождение от общего предка (эбюге) (939).

Когда число членов рода сильно увеличивалось, от него «отпочковывались» новые роды. Всех их объединяло происхождение от общего предка. Вообще, род как единица общества играл важную роль у монголов.

Браки между членами одного рода запрещались. Браки не допускались даже между членами разных родов, но имевших единого предка.

В монгольских семьях ребенку с малых лет говорили, к какому роду и племени он принадлежит. Не было монголов, которые бы не знали названия своего рода и племени (940). Принесение животных в жертву происходило только в присутствии членов одного и того же рода (941).

У монголов существовал закон кровной мести (942). Самый старший по возрасту в роду обладал целым рядом прав и привилегий. У каждого рода были только ему присущие религиозные обряды, и старейшина руководил ими (943).

Для обсуждения общих вопросов жизни рода устраивались родовые собрания (944).

У монголов существовал обычай многоженства. Одна из жен получала название «старшей» (945). Также для монголов был характерен обычай, при котором братья обязательно женились на женах умерших братьев (левират) (946).

При первом представлении снохи свекру и свекрови она вручала им подарки. При этом устраивалась определенная церемония (обряд). Все это - свидетельство того, что монгольская семья была патриархальной (947).

Зять обязан был выплатить родственникам жены калым, в то же вре- мя невестка приходила в дом мужа с приданым (948).

Согласно древним монгольским законам, дети, родившиеся от всех жен, считались в равной степени законными.

Собственность и наследство.

Монголы обладали правом собственности на движимое имущество (949). Земля находилась в родовой собственности, т.е. у каждого рода были свои земли. У монголов они назывались «нутук» (950).

Отцовское и материнское наследство делилось между сыновьями. Младший сын (отчигин) наследовал отцовский дом и его имущество. Братья делили между собой стадо (951).

Племена. Роды (обог) объединялись в племена, которые у монголов назывались «ирген». В большинстве случаев племена формировались во время войн. С прекращением военных действий племена распадались. Таким образом, «ирген» - это военно-политическая единица, созданная для нападения или защиты.

Подобно родовым, созывались и племенные собрания (курултаи). Они символизировали единство племени, общую волю родов, его составляющих. Главными членами курултая были главы родов. Наряду с ними, в собраниях могли принимать участие другие авторитетные представители всех родов, входивших в племя. У монголов (952) курултай не был постоянным органом, а собирался от случая к случаю по разным поводам. На курултае обсуждались наиболее актуальные проблемы жизни племени (953).

Присутствие на курултае было не обязательным, а добровольным (954).

На курултаях выбирались воинские начальники, которые продолжительное время занимали свои посты. Иногда они даже именовались ханами. В то же время политическое влияние этих выборных начальников было сравнительно ограниченным. Считалось, что полнота политической власти принадлежит родам, входящим в племя. Как объединение родов (ирген) не было государством, так и предводитель племени не был правителем, государем.

В некоторых случаях глава племени (военачальник) занимал этот пост в течение всей жизни, и власть его могла переходить по наследству.

В результате межплеменной борьбы нередко одно родовое объединение (ирген) подчиняло себе другое. Таким образом образовывались более крупные военно-политические объединения, союзы племен (955).

Феномен появления таких военно-политических фигур, как Чингиз

объясняется именно этим процессом.

Институт «унаган-боголов». Большинство рассмотренных выше явлений общественной жизни монголов, их правовые представления (956) идентичны социальным феноменам и явлениям, присущим многим тюркским народам. Однако у монголов были некоторые общественные институты, не характерные для тюрков. Одним из них был институт «унаган-боголов».

«Унаган богол» это человек либо род, который из поколения в поколение был подданным, подвластным тому или иному роду.

У монголов отдельный человек или целый род мог быть в рабстве у другого рода. Однако «унаган-богол» не был рабом в полном смысле этого слова. Его положение более напоминало статус серва (полураба) средневековой Европы. Впрочем, и здесь существуют различия. Если серв был подвластен отдельному лицу, сеньору, то анаган-богол находился под властью рода.

Мы уже говорили о том, что унаган-богол не был рабом в настоящем смысле слова. Он мог жениться, обзавестись семьей, иметь частную собственность. Унаган-боголу причиталась часть произведенного им продукта. Он обладал известной долей личной свободы (957).

В некоторых случаях в положение унаган-богола попадали целые роды.

Унаган-богол, будь то отдельный человек или род, обязан был работать и в мирное, и в военное время на род, которому он подчинялся. Если род перекочевывал, унаган-богол кочевал вместе с ним. Основными обязанностями унаган-богола была пастьба скота, принадлежащего роду, гон диких животных во время облавных охот.

Иногда между родом-властителем и подчиненным родом завязывались родственные отношения, т.е. заключались межродовые браки.

Помощники, ближайшие соратники монгольских военачальников набирались обычно из унаган-боголов (958). Русский ученый Владимирцев приравнивает отношения между уна- ган-боголами и властвующим родом отношениям сеньора с вассалом в средневековой Европе (959). По нашему мнению, это неверно. Дело в том, что в Европе подчинение имело личный характер (вассал подчинялся сеньору) (960) и определялось соответствующим договором. Между тем унаган-богол подвластен целому роду, и подчинение это не опирается на договор, а является принудительным по существу. Институт «унаган-богол» был вызван к жизни хозяйственной необходимостью и более напоминал систему «колоната» в Древнем Риме периода его упадка, нежели вассальные отношения в Европе средних веков (961).

Институт «обиндже». Для правовых отношений древней Монголии был характерен также институт «обиндже». «Обиндже» - это подневольный человек, которого родители, принадлежавшие к свободному роду, передавали в качестве «приданого» дочери, выдававшейся замуж. В дальнейшем он считался членом рода мужа. «Обиндже» также не были в полном смысле этого слова рабами. Их положение приближалось к статусу унаган-богола. Главное различие между ними в том, что унаган- богол был рабом рода (962), в то время как «обиндже» - человеком, служившим отдельной семье.

Кроме этих двух групп подневольных людей, в монгольском обществе существовали и собственно рабы. Их называли «джалу» или «оте- ле-богол» (963).

Нукеры. Институт нукерства является отличительной чертой древ- немонгольского общества. Само слово «нукер» переводится как «друг».

Институт нукеров в известной степени напоминает «comitatus» древних германцев (964).

Нукеры были ближайшим окружением военачальников и находились в его непосредственном распоряжении. Однако служба нукеров тому или иному военачальнику определялась их личным желанием. Они являлись его верными сподвижниками. Нукер - это не унаган-богол, не раб и даже не наемный солдат. Нукер - свободный воин (965). В то же время уна- ган-боголы могли переходить в разряд нукеров.

Нукер - своего рода адъютант и одновременно ординарец воинского начальника у монголов. Он постоянно находится возле своего командира. Также как «comitatus» у древних германцев, нукерство было ступенью к продвижению по лестнице воинских рангов, т.е. это был институт по подготовке военачальников. В военное время они назначались командирами воинских отрядов, формировавшихся из населения.

Таким образом, нукерство было своего рода школой подготовки командного состава. В мирное время военачальники возлагали на своих нукеров также и почетные гражданские обязанности.

Так как отношения нукерства оформлялись добровольным соглашением, то на обе стороны накладывались определенные обязательства. Так, например, военачальник должен был: 1) оказывать всестороннее покровительство нукеру; 2) снабжать его продовольствием; 3) обеспечивать одеждой и оружием.

Хотя нукер был связан со своим военачальником клятвой, при определенных условиях он мог покинуть его и перейти к другому. И это не считалось предательством (966).

Исследователями был выдвинут тезис о том, что институт нукеров появился в период разложения родового строя (967), однако он ничем не подтвержден. Например, у древних германцев даже в период расцвета родовой организации (sippe) общества институт «comitatus» уже существовал (968).

Разделы: История и обществознание

Тип урока: усвоение нового материала.

Метод обучения: проблемное изложение.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная работа.

Программа: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России. М. «Просвещение» 2006 г.

Учебник: А.Н. Сахаров, В.И. Буганов. История России с древнейших времён до конца XVII века. М. «Просвещение» 2007.

Задачи урока:

  • Образовательные :
    • способствовать усвоению учащимися знаний о времени создания Золотой Орды через разминку-схему и тесты;
    • организовать действие по формированию представления о походах Батыя на Русь и обоснований последствий установления для Руси режима ига на её территории через самостоятельное решение исторических задач;
    • содействовать раскрытию причины завоевания Руси монголами через исследовательскую работу с историческими источниками.
  • Развивающие :
    • содействовать развитию логического мышления, умению осуществлять рефлексию деятельности через индивидуальную и групповую формы работы.
  • Воспитательные :
    • способствовать воспитанию у учащихся патриотизма и уважения к историческому прошлому нашего народа, чувства сострадания к горю наших предков, переживших ужас «Батыева разорения»;
    • используя исследовательский метод, помочь овладеть элементами научного познания для формирования ценностных ориентаций и убеждений.

В ходе урока обеспечивалась комплексность и взаимосвязь вышеперечисленных задач.

Средства обучения: наглядные (историческая карта, мультимедийная презентация); печатно-словесные (учебник, документ, карточки, рейтинговые листы).

Оборудование урока:

  • Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до конца XVII века. – М.: Просвещение, 2007.
  • Настенная карта “Борьба против иноземных захватчиков в XIII в.”
  • Тетрадь.
  • Меловые записи на доске.
  • Мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Структура урока:

1. Организационный момент
2. Повторение изученного материала состоит из двух этапов: а) проводится разминка «Разгадай схему»; б) тест.
3. Актуализация знаний учащихся. Организация целеполагания по теме урока, обоснование личной заинтересованности учащихся.
4. Планирование деятельности учащихся.
5. Изучение нового материала: а) организация групповой работы по решению исторических задач; б) самостоятельная работа с учебником по вариантам с целью выявления политической и экономической зависимости Руси от Золотой Орды; в) организация групповой работы с историческими источниками.
6. Первичное закрепление изученного материала: а) в форме фронтальной беседы и самостоятельной работы учащихся о последствиях татаро-монгольского ига; б) самостоятельная работа: письменное рассуждение с обоснованием собственной точки зрения по проблеме о роли ига в русской истории.
7. Подведение итогов урока.
8. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

– Добрый день, ребята. Присаживайтесь. Готовимся к уроку. Дежурные, сообщите, пожалуйста, кто отсутствует. Спасибо. Скажите название темы, которую мы изучили на предыдущем уроке.

Учащиеся озвучивают название темы: «Начало монголо-татарского вторжения».

2. Повторение изученного материала

Мы продолжаем изучение темы о монголо-татарском вторжении на Русь. В начале нашего урока я предлагаю провести своеобразную разминку в виде схемы (Приложение 1 , слайд 1), в которой нужно найти три взаимосвязанные клетки по горизонтали, вертикали или диагонали. А затем, постарайтесь объяснить, в чём состоит эта взаимосвязь. В данной схеме два варианта правильных ответов.

Ответы:

1. По диагонали от верхнего левого угла вниз – монгольский вождь Есугэй, его старший сын Тэмучэн (будущий Чингисхан), старший сын Чингисхана Джучи.
2. Средний столбик по вертикали – 1190 г. – Тэмучэн занял трон «Хамаг монгол улуса», т. е. всех монголов; Тэмучэн – это имя Чингисхана; 1204 – 1205 гг. – провозглашение Тэмучэна Чингисханом.

Наша разминка прошла успешно и вы справились с заданием. Чтобы работа на уроке не вызывала затруднений, я предлагаю для повторения и закрепления материала прошлого урока ответить на вопросы теста. Карточки №1 с тестами перед вами.

1 вариант

1. Военно-административная организация у тюркских и монгольских народов:

а) тумен
б) орда
в) тамга
г) тархан

2. Когда Чингисхан захватил Среднюю Азию?

а) 1212 – 1213 гг.
б) 1216 – 1217 гг.
в) 1219 – 1220 гг.
г) 1222 – 1223 гг.

3. Галицкого князя звали:

а) Мстислав Удалой
б) Мстислав Романович
в) Даниил Романович
г) Мстислав Святославич

4. Битва на реке Калке произошла в:

а) 1220 г.
б) 1221 г.
в) 1222 г.
г) 1223 г.

5. Племенные старейшины у монголов назывались:

а) араты
б) ханы
в) нукеры
г) нойоны

2 вариант

1. Курултай – это:

а) территория
б) съезд вождей
в) город
г) военная единица

2. В 1211 г. Чингисхан обрушился на:

а) Северный Иран
б) Азербайджан
в) Северный Китай
г) Северный Кавказ

3. Тэмучэн был провозглашен Чингисханом в:

а) 1204 – 1205 гг.
б) 1205 – 1206 гг.
в) 1206 – 1207 гг.
г) 1207 – 1208 гг.

4. Монг. ханы приняли решение о походе «к последнему морю» в:

а) 1221 г.
б) 1227 г.
в) 1231 г.
г) 1235 г.

5. В 1227 г. во главе Западного улуса Монгольской империи встал:

а) Джучи
б) Батый
в) Джэбэ
г) Субэдэ

Приступаем к проверке (2-й слайд)

3. Актуализация знаний учащихся

Продолжаем работу. Обратите внимание на экран (Приложение 1 , слайд 3). Такие же самые тексты на карточках №2 лежат перед вами на столах. В исторической науке, существуют три точки зрения на роль ига в русской истории. Давайте с ними познакомимся. Найдите в каждом высказывании ключевые слова, характеризующие отношение вышеназванных учёных к данным событиям.
У нас получились три противоположные точки зрения, которые можно изобразить в виде схемы (Приложение 1 , слайд 4)
Сегодня на уроке я ставлю перед вами проблему, и предлагаю подумать: какую роль сыграло иго в истории русского государства? С какой точкой зрения вы согласны и почему ? В конце урока в течение пяти минут вам нужно будет написать ответ. Подумайте, что необходимо знать, чтобы решить данную проблему?
О каком государстве идёт речь в данных высказываниях? Сформулируем тему нашего урока: «Монголо-татарское нашествие на Русь».Исходя из ранее известных вам сведений по этой теме, попытаемся сформулировать цели урока:(Учащиеся самостоятельно формулируют цели урока).

В русской истории немало переломных моментов. Один из важных рубежей – это монголо-татарское нашествие. Оно разделило Русь на домонгольскую и послемонгольскую. Монголо-татарское нашествие и ордынское иго заставили наших предков пережить страшный по своей силе стресс. В последствии Русь отомстила Орде на поле Куликовом, а потом и вовсе сбросила иго, но оно не прошло бесследно.. Разрушенные человеческие судьбы, уничтоженные города и столетия страха и унижений заставили русского человека задуматься, и, наконец, понять, что его сила и мощь в единстве и сплочённости.
– Исходя из вышесказанного, я предлагаю такой план урока:

4. Планирование деятельности учащихся

1. Нашествие Батыя на Русь.
2. Борьба русских городов с захватчиками.
3. Ордынское владычество на Руси.
4. Работа с историческими источниками.

5. Изучение нового материала

Задание учащимся: Знакомясь с новым материалом по теме «Монголо-татарское нашествие на Русь» мы будем работать в группах. Какое опережающее задание вы получили к этому уроку? (Звучит ответ учащихся: «1 и 3 §2»). Спасибо, это поможет вам выполнить следующее задание. Работая с учебником, решите исторические задачи по предложенным вам карточкам. Они выданы каждой группе. Задачи составлены с учётом возможностей каждой группы. Лидеры групп оценивают ответ каждого члена своей группы. После выслушивания всех выставляют оценки в рейтинговые листы и озвучивают заключительные выводы. Приступаем к работе.

Задача 3 группы: «Объясните, почему завоеватели поддерживали русскую церковь. Какую роль играла церковь в то жестокое время?»

Задача 2Б группы: «Покажите на примерах взаимоотношений русских князей с монголо-татарами, что междоусобицы сказывались и в этот грозный для страны час».

Задача 2А группы: «Монголо-татарское иго задержало развитие Руси, но не могло его остановить совсем. Почему?»

Задача 1 группы: «Чем можно объяснить победы и высокий уровень военного искусства монголо-татар при условии, что по характеру общественного строя они стояли ниже многих завоёванных ими стран».

Заканчиваем обсуждение. Озвучьте, пожалуйста, задачи, над которой работала каждая группа. Слушаем ваши выводы. (Выслушиваются лидеры всех 4-х групп). Спасибо. Я считаю, что с решением задач все группы справились. А какое ваше мнение ребята? (Учащиеся высказывают своё мнение по работе своих товарищей ).
Обратимся ещё раз к материалу параграфа. Мы выяснили, что Русь попала в зависимость от монголо-татар. Какие два вида зависимости мы можем проследить? Исходя из материала параграфа, скажите, в чем заключалась политическая зависимость Руси, а в чем – экономическая? Первому варианту я предлагаю доказать политическую зависимость, а второму – экономическую. Оформите свои выводы в виде такой схемы: (Приложение 1 , слайд 5).
(Ученики работают с материалом параграфа) . А теперь давайте сравним ваше мнение с тем, что у нас есть на следующем слайде (Приложение 1 , слайд 6).1-й и 2-й варианты проведите взаимопроверку. Оценки сообщите лидерам групп, для выставления в рейтинговые листы. Поднимите руку те учащиеся, кто получил «4» или «5». Молодцы, ребята.
Следующим этапом нашего урока будет работа с историческими источниками. На столе у каждой группы лежат карточки №4 с историческими источниками. Вам необходимо провести небольшое историческое исследование по предложенным вам летописным отрывкам. Задание к каждой работе есть на карточках.
Каждый участник группы вносит посильный вклад в работу над данным документом. По завершению работы руководители ставят каждому оценку в рейтинговый лист.

1 группа работает с историческим источником из учебника на стр. 161 «Нашествие Батыя на Русь» и отвечает на вопросы в конце документа используя при ответе карту (Приложение 1 , слайд 7).

6. Первичное закрепление изученного материала

– Как вы думаете, каковы последствия монголо-татарского ига?

(Фронтальная беседа о последствиях татаро-монгольского ига).

Ребята, запишите высказанные вами варианты ответов в своих тетрадях в виде коротких тезисов.

В течение 3 минут учащиеся записывают свои варианты ответов .

А сейчас сравните ваши тезисы с теми, которые вы видите на экране (Приложение 1 , слайд 8) и сделайте самооценку своей деятельности.
1. Уничтожено множество русских людей.
2. Разорено множество сел и городов.
3. Ремесло пришло в упадок. Многие ремёсла забыты.
4. Регулярно страна выплачивала «ордынский выход».
5. Усилилась разобщенность русских земель.
6. Уничтожены культурные ценности.

Критерии оценок: 5-6 совпадений мнений – оценка «5»; 4 совпадения мнений – оценка «4»; 3 совпадения мнений – оценка «3»; менее 3-х совпадений – работа не оценивается.

Исходя из полученных на уроке новых знаний, постарайтесь решить проблему, поставленную перед вами в начале урока: какую роль сыграло иго в истории русского государства? В отечественной историографии есть три точки зрения на роль ига в русской истории. Напишите, с какой точкой зрения вы согласны и почему (вернуться к 3-му слайду).

7. Подведение итогов урока

Выставление оценок за работу на уроке. Ребята – лидеры групп, оцените, пожалуйста, работу ваших товарищей. Руководитель 3-й группы, слушаем вас. Лидер, не называя фамилий, говорит, сколько членов группы получили оценку «5», сколько человек работали на «4». Затем выслушиваются ответы остальных лидеров. Я согласна с оценками руководителей, т.к. класс работал с интересом, активно. Каждый внёс свой посильный вклад в решении поставленных перед классом задач.

8. Информация о домашнем задании (Приложение 1 , слайд 9)

Задание 3 группе : прочитать §20 п.1, 3 и подготовиться отвечать на вопросы 1, 2, 3, 6, 7 в конце параграфа.
Задание 2 группе : прочитать §20 п.1, 3 и составить по прочитанному материалу тесты (не менее семи вопросов).
Задание 1 группе : прочитать §20 п.1, 3 и провести небольшую исследовательскую работу.
Найти в библиотеках посёлка материалы Лаврентьевской и Ипатьевской летописей по событиям периода монголо-татарского нашествия и на примерах захватов городов Рязани, Владимира, Суздаля, Козельска, Киева провести собственное исследование положения русских людей под ордынским игом.

– Урок окончен. Всем спасибо.

10 класс Тест по теме:

«Феодальная раздробленность».«Монголо татарское нашествие на Русь»

Вариант 1

А1. В чем была причина победы монгольского войска в битве на реке Калке?

1) в несогласованности действий русских войск 2) в наличии у монголов огнестрельного оружия

3) в снижении уровня воды в реке из-за засушливого лета 4) в отказе русских князей прийти на помощь половцам

Пришел Батый к Киеву с большой силой, с многим множеством воинов. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, от рева множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами.

A3. Какой город не был взят во время нашествия монголо-татар на Русь?

1) Козельск 2) Новгород Великий З) Рязань 4) Владимир

А4. Что произошло в результате похода Батыя на Русь?

1) русские земли вновь объединились под властью киевских князей 2) границы Монгольской державы достигли берегов Адриатического моря 3) русские земли были разорены 4) на Руси начался период феодальной раздробленности

А.5 Военно-административная организация у тюркских и монгольских народов: а) тумен в) тамга б) орда г) тархан

А.6 Когда Чингисхан захватил Среднюю Азию?

А) 1212 – 1213гг в) 1219 – 1220гг б) 1216 – 1217гг г) 1222 – 1223гг

А.7. Галицкого князя звали: а) Мстислав Удалой б) Мстислав Романович в) Даниил Романович г) Мстислав Святославич

А.8. Битва на реке Калке произошла в:

а) 1220г в) 1222г

Б) 1221г г) 1223г

А.9 Племенные старейшины у монголов назывались: а) араты б) ханы в) нукеры г) нойоны

А.10Ростово-Суздальское княжество:

1) феодальная республика;

2) раннефеодальная монархия;

3) абсолютная монархия;

4) сословно-представительная монархия.

А.11. Из логического ряда выпадает имя …

1) Мстислава Великого;

2) Юрия Долгорукого;

3) Андрея Боголюбского;

4) Всеволода Большое Гнездо

А.12. К последствиям татаро-монгольского

нашествия нельзя отнести …

1) гибель значительной части населения

страны;

2) замедление темпов развития ремесла и

торговли;

3) окончательное перемещение

политического центра русских земель из

Киева во Владимир;

4) прекращение княжеских междоусобиц.

13. Современниками были …

1) Александр Невский и Чингисхан;

2) Юрий Долгорукий и Даниил Галицкий;

3) Даниил Галицкий и Александр Невский

4) Всеволод Большое Гнездо и Батый

В1. Основатель Монгольского государства _______________________________

В.2 О каком внешнеполитическом событии XIII века рассказывается в приведенном ниже отрывке Ипатьевской летописи? (укажите дату) «Первое их нашествие было на Рязанскую землю, и взяли они приступом город Рязань, выманили обманом князя Юрия и привели к Пронску, ведь княгиня его была в то время в Пронске. Обманом выманили и княгиню, и убили князя Юрия и его княгиню, и всех жителей его земли перебили, не пощадили и детей, даже грудных»

В.3 Укажите, какие даты относятся к:

  1. Периоду борьбы русских княжеств против агрессии немецких и шведских рыцарей.
  2. Периоду монголо-татарского завоевания.

ж) 1202 г. з) 1240 г.

в.4. Дайте определение понятиям

Баскак, улус, старшая дружина, тысяцкий, посадник «ордынский выход»

Вариант 2

А1. Где произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?

1) на реке Калке 2) на реке Волге 3) на реке Сити 4) на берегах озера Ильмень

А2. Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи?

Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Игоревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Игоревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Юрию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел.

1) в 1223 г. 2) в 1237 г. 3) в 1240 г. 4) в 1242 г.

A3. Что послужило причиной поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами? 1) плохие погодные условия 2) отсутствие у русских князей конницы 3) феодальная раздробленность на Руси 4) военная помощь, которую половцы оказали монголам

А4. Почему монголо-татары не смогли завоевать страны Центральной Европы?

1) они не умели преодолевать водные преграды 2) они имели малочисленное войско 3) русский народ оказал ожесточенное сопротивление захватчикам 4) жителям Центральной Европы помогли норманны

А.5. Курултай –это:

А) территория в) город

б) съезд вождей г) военная единица

А.6. В 1211г Чингисхан обрушился на:

А) Северный Иран в) Северный Китай б) Азербайджан г) Северный Кавказ

А.7 Тэмучэн был провозглашен Чингисханом в:

А) 1204 – 1205гг в) 1206 – 1207гг б) 1205 – 1206гг г) 1207 – 1208гг

А.8. Монг. ханы приняли решение о походе «к последнему морю» в:

А) 1221г в) 1231г б) 1227г г) 1235г

А.9. В 1227г во главе Западного улуса Монгольской империи встал: а) Джучи в) Джэбэ б) Батый г) Субэдэ

А.10. К причинам феодальной раздробленности Руси не относится:

1) появление вотчинного землевладения;2) рост городов;

3) натуральный характер хозяйства;4) половецкие набеги.


А.11 При нём Галицкое княжество достигло

своего наивысшего расцвета:

1) Юрий Долгорукий

2) Роман Мстиславич;

3) Даниил Романович;

4) Ярослав Осмомысл

А12. Александр Невский имел титул …

1) новгородского посадника;

2) великого князя Владимирского;

3) царя;

4) хана.

В1. Город, который Батый назвал «злым», -

В2. . О каком событии повествует летописец?

«И пошел «князь Александр» с братом своим Андреем и с новгородцами и с суздальцами на немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря «унизим словенский язык». Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и,

приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись

оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук ударов от мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не

видно было льда, потому что он покрылся кровью … И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху … били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и

пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна …»

В.3Укажите, какие причины вызвали:

Завоевательные походы монголо-татар на Русь и в Западную Европу.

Быстрое завоевание русских земель монголо-татарами.

а) Жесткая дисциплина монголо-татар;

б) Стремление расширить свои владения за счет соседей;

в) Отсутствие единства русских княжеств;

г) Необходимость расширения пастбищ;

д) Возможность обогащения в результате военных походов;

е) Княжеские усобицы.

В.4 Дать определение понятиям

Вотчина, фреска, старшая дружина, улус, крестово-купольное строение, ярлык,


Вариант 1
А1. В чем была причина победы монгольского войска в битве на реке Калке?
1) в несогласованности действий русских войск 2) в наличии у монголов огнестрельного оружия
3) в снижении уровня воды в реке из-за засушливого лета 4) в отказе русских князей прийти на помощь половцам

Пришел Батый к Киеву с большой силой, с многим множеством воинов. Был Батый у города, а воины его окружали город. И нельзя было голоса слышать от скрипения телег его, от рева множества верблюдов его, ржания стад коней его, и была вся земля Русская наполнена воинами.

A3. Какой город не был взят во время нашествия монголо-татар на Русь?
1) Козельск 2) Новгород Великий З) Рязань 4) Владимир
А4. Что произошло в результате похода Батыя на Русь?
1) русские земли вновь объединились под властью киевских князей 2) границы Монгольской державы достигли берегов Адриатического моря 3) русские земли были разорены 4) на Руси начался период феодальной раздробленности
А.5 Военно-административная организация у тюркских и монгольских народов: а) тумен в) тамга б) орда г) тархан
А.6. Галицкого князя звали: а) Мстислав Удалой б) Мстислав Романович в) Даниил Романович г) Мстислав СвятославичА.7. Битва на реке Калке произошла в:
а) 1220г в) 1222г
б) 1221г г) 1223г
А.8 Племенные старейшины у монголов назывались: а) араты б) ханы в) нукеры г) нойоны
А.9Ростово-Суздальское княжество:
1) феодальная республика;
2) раннефеодальная монархия;
3) абсолютная монархия;
4) сословно-представительная монархия.
А.10. Из логического ряда выпадает имя …
1) Мстислава Великого;
2) Юрия Долгорукого;
3) Андрея Боголюбского;
4) Всеволода Большое Гнездо
А.11. К последствиям татаро-монгольскогонашествия нельзя отнести …
1) гибель значительной части населения
страны;
2) замедление темпов развития ремесла и
торговли;
3) окончательное перемещение
политического центра русских земель изКиева во Владимир;
4) прекращение княжеских междоусобиц.
В1. Основатель Монгольского государства _______________________________
В.2 О каком внешнеполитическом событии XIII века рассказывается в приведенном ниже отрывке Ипатьевской летописи? (укажите дату) «Первое их нашествие было на Рязанскую землю, и взяли они приступом город Рязань, выманили обманом князя Юрия и привели к Пронску, ведь княгиня его была в то время в Пронске. Обманом выманили и княгиню, и убили князя Юрия и его княгиню, и всех жителей его земли перебили, не пощадили и детей, даже грудных»
В.3 Укажите, какие даты относятся к:
Периоду борьбы русских княжеств против агрессии немецких и шведских рыцарей.
Периоду монголо-татарского завоевания.
а) 7 февраля 1238 г. б) 31 мая 1223 г.
в) 5 апреля 1242 г. г) 1206 г.
д) 4 марта 1238 г. е) 1237-1241 гг.
ж) 1202 г. з) 1240 г.
в.4. Дайте определение понятиям
Баскак, улус, тысяцкий, посадник «ордынский выход»
Вариант 2
А1. Где произошла первая встреча русских дружин с монголо-татарами?
1) на реке Калке 2) на реке Волге 3) на реке Сити 4) на берегах озера Ильмень
А2. Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи?
Пришел на Русскую землю безбожный царь Батый со множеством воинов татарских и стал на реке на Воронеже близ земли Рязанской. И прислал послов непутевых на Рязань к великому князю Юрию Игоревичу Рязанскому, требуя у него десятой доли во всем: во князьях, и во всяких людях, и в остальном. И услышал великий князь Юрий Игоревич Рязанский о нашествии безбожного царя Батыя, и тотчас послал в город Владимир к благоверному великому князю Юрию Всеволодовичу Владимирскому, прося у него помощи против безбожного царя Батыя или чтобы сам на него пошел.
1) в 1223 г. 2) в 1237 г. 3) в 1240 г. 4) в 1242 г.
A3. Что послужило причиной поражения русских войск в борьбе с монголо-татарами? 1) плохие погодные условия 2) отсутствие у русских князей конницы 3) феодальная раздробленность на Руси 4) военная помощь, которую половцы оказали монголам
А.4. Курултай –это:
а) территория в) город
б) съезд вождей г) военная единица
А.5 Тэмучэн был провозглашен Чингисханом в:
а) 1204 – 1205гг в) 1206 – 1207гг б) 1205 – 1206гг г) 1207 – 1208гг
А.6. Монг. ханы приняли решение о походе «к последнему морю» в:
а) 1221г в) 1231г б) 1227г г) 1235г
А.7. В 1227г во главе Западного улуса Монгольской империи встал: а) Джучи в) Джэбэ б) Батый г) СубэдэА.8. К причинам феодальной раздробленности Руси не относится:
1) появление вотчинного землевладения;2) рост городов;
3) натуральный характер хозяйства;4) половецкие набеги.
А.9 При нём Галицкое княжество достигло
своего наивысшего расцвета:
1) Юрий Долгорукий
2) Роман Мстиславич;
3) Даниил Романович;
4) Ярослав ОсмомыслА10. Александр Невский имел титул …
1) новгородского посадника;
2) великого князя Владимирского;
3) царя;
4) хана.
В1. Город, который Батый назвал «злым», -
В2. . О каком событии повествует летописец?
«И пошел «князь Александр» с братом своим Андреем и с новгородцами и с суздальцами на немецкую землю с великой силой, чтобы немцы не хвалились, говоря «унизим словенский язык». Князь же великий поставил войско на Чудском озере на Узмени, у Воронья камня, и,
приготовившись к бою, пошел против них. Войска сошлись на Чудском озере; было тех и других большое множество. Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись
оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук ударов от мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не
видно было льда, потому что он покрылся кровью … И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху … били их 7 верст по льду до Суболицкого берега, и
пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна …»
В.3Укажите, какие причины вызвали:
Завоевательные походы монголо-татар на Русь и в Западную Европу.
Быстрое завоевание русских земель монголо-татарами.
а) Жесткая дисциплина монголо-татар;
б) Стремление расширить свои владения за счет соседей;
в) Отсутствие единства русских княжеств;
г) Необходимость расширения пастбищ;
д) Возможность обогащения в результате военных походов;
е) Княжеские усобицы.
В.4 Дать определение понятиям
Вотчина, фреска, старшая дружина, улус, ярлык,

Казалось бы, потомками древних монголо-татар должны быть, в первую очередь, два современных народа – монголы и татары - но не все так просто в истории.

Кто такие монголо-татары?

Историки считают, что сначала речь шла только о монголах. В XI-XIII веках они занимали примерно ту же территорию, что и нынешняя Монголия. Монголы вели кочевой образ жизни и подразделялись на несколько племен. Самыми многочисленными из них были меркиты, тайгиты, найманы и кэриты. Во главе каждого племени стояли богатуры (в переводе на русский – «богатыри») и нойоны (господа).

Государства у монголов не было до прихода Чингисхана (Тэмуджина), который сумел объединить под своей властью все многочисленные кочевые племена. Собственно, тогда и возникло слово «монголы». Их государство называлось Могул – «большой», «здоровый». Одним из основных занятий кочевников, помогающим им добывать материальные блага, всегда являлся разбой. Прекрасно организованное войско Чингисхана занялось грабежом и захватом соседних земель и преуспело в этом. К 1227 году под контролем Чингисхана находилась огромная территория - от Тихого океана до Каспийского моря.

Во второй четверти XIII столетия на половецких, северокавказских и крымских землях, а также на территории Волжской Булгарии возникло монгольское государство Золотая Орда, существовавшее фактически с 1242-го по 1502 годы. Его основал внук Чингисхана хан Батый. Большинство населения Орды составляли представители тюркских народов.

Как монголы превратились в татар?

Татарами монголов стали со временем называть европейцы. На самом деле так называли поначалу всех жителей Азии – «земли Тартар». Тат Ар – так именовали все народы, которые там обитали. Хотя в наше время татарами себя именуют в основном потомки волжских булгар. Но и их земли в свое время завоевал Чингисхан.

Вот как описывал их посланник Папы Римского Плано Карпини: «Татары были небольшого роста, широкоплечие, бритые наголо с широкими скуластыми лицами, ели они различное мясо и жидкую кашу из проса. Любимым напитком был кумыс (лошадиное молоко). Мужчины у татар присматривали за скотом, были превосходными стрелками и наездниками. Хозяйство же лежало на женщинах. У татар было многоженство, каждый имел столько жен, сколько мог содержать. Жили они в кибитках-юртах, которые легко разбирались».

На Руси монголов тоже звали татарами. В эпоху Золотой Орды русские князья нередко из политических соображений женились на дочерях и родственницах татарских ханов. Их потомки наследовали княжескую власть, так что практически у всех русских правителей и аристократов есть татарские корни.

Где искать потомков Чингисхана?

Есть свидетельства, что до эпохи Чингисхана большинство монгольских кочевников обладали европеоидными чертами. Даже у самого Чингисхана, по описаниям, были светлые волосы, глаза и борода. Но в процессе завоевания монголы смешивались с народами покоренных ими земель, что способствовало формированию новых этносов. В первую очередь, это собственно монголы, затем крымские, сибирские и казанские татары, башкиры, казахи, киргизы, частично узбеки, туркмены, осетины, аланы, черкесы. Затем уральские ханты и манси, сибирские коренные народы - буряты, хакасы, якуты. В генотипе всех этих народов присутствуют черты, которые принято называть монголоидными. Не исключено также, что кровь монголо-татар течет в современных японцах, китайцах, корейцах. Впрочем, исследователи считают, что у тувинцев, алтайцев и хакасов, к примеру, тип внешности ближе к европеоидному, чем у восточных народов. И это может служить косвенным подтверждением «европеоидности» предков монголо-татар. Есть также версия, что и многие европейские нации имеют монгольские корни. Это болгары, венгры и даже финны.

На территории России есть народ, представители которого считают себя прямыми потомками Чингисхана, - это калмыки. Они утверждают, что их предки были чингизидами – элитой при дворе Чингисхана. Некоторые калмыцкие роды якобы происходят от самого Чингисхана или же его ближайших родственников. Хотя, по другой версии, калмыцкая конница просто служила чингизидам. Но кто может теперь сказать наверняка?

gastroguru © 2017