Понятие, основные виды и свойства систем. Системы и их свойства Каковы главные свойства системы

Понятие, основные виды и свойства систем. Системы и их свойства Каковы главные свойства системы

Социальные движения – разл. объединения социальных, демографических, этнических … групп для достижения общих целей.

Классики XIX столетия выделили несколько причин, обусловливающих особую важность и значение социальных движений в современный период.

1. Первую можно назвать «темой Дюркгейма». Речь идет о простом физическом соединении больших масс людей в ограниченном районе, что происходит при индустриализации и урбанизации, приводящим к высокой «моральной плотности» населения. Это создает возможности для контактов и взаимодействия, выработки единой точки зрения, общей идеологии и сплочения единомышленников.

2. Следующая типичная черта современности, которую можно назвать «темой Тенниса», - это изоляция индивидов в депер-сонифицированном обществе (Gesellschaft), или «одиночество в толпе» (339). Опыт отчуждения, одиночества и оторванности вызывает стремление к общности, солидарности и «сплоченности». Участие в социальном движении позволяет удовлетворить эти всеобщие человеческие потребности.

3. «Тема Маркса» отмечает беспрецедентный рост социального неравенства, ступенчатую иерархию богатства, власти и престижа, что характерно для современной капиталистической экономики. Эксплуатация, угнетение, несправедливость, лишения объединяют людей. Те, чьи общие интересы находятся под угрозой, готовы бороться с теми, кто угрожает их интересам. В данном случае наиболее четко проявляется «структурная готовность» (360) к возникновению социальных движений.

4. «Тема Вебера» рассматривает демократические преобразования политической системы, открывающие поле для коллективных действий большим массам людей. Выражение различных мнений, выявление и объединение скрытых интересов и активная деятельность в их защиту становятся законным правом, более того, долгом ответственного гражданина. «Структура политических возможностей» (396) для появления социальных движений радикально преобразована.

5. «Тема Сен-Симона и Конта» акцентирует внимание на завоевании, контроле, господстве над реальностью и манипулировании ею - вначале природой, а постепенно и человеческим обществом. Вера в то, что социальные изменения и прогресс зависят от действий людей, что общество может быть сформировано его членами к их собственной выгоде, - важная идеологическая предпосылка активности и, следовательно, мобилизации социальных движений. Волюнтаризм питает их, а фатализм убивает.

6. Современное общество переживает культурный и образовательный подъем. Участие в социальных движениях требует известной степени сознательности, воображения, душевного отклика и неравнодушия к общественным проблемам, а также способности к обобщениям личного или местного опыта. Все это связано с уровнем образования, рост которого, сопровождая распространение капитализма и демократии, увеличивает резерв потенциальных участников социальных движений.

7. Последняя черта современного общества, способствующая формированию социальных движений, - возникновение и распространение средств массовой информации Это мощный инструмент для «выковывания» общественного мнения, которое раздвигает горизонты граждан, позволяя им выйти за пределы личного мира, обратиться к опыту других, социально или географически удаленных групп, классов, наций. В результате наступает «демонстрационный эффект», т. е. открывается возможность сравнить собственную жизнь с жизнью других. Обнаруживая, что они лишены многих благ, люди приобретают психологическую готовность к участию в социальных движениях. Кроме того, именно через средства массовой информации граждане узнают о политических кредо, взглядах и желаниях других, благодаря чему формируется солидарность, выходящая за узкие локальные рамки и являющаяся еще одним социально-психологическим условием для возникновения социальных движений.

1. Утопические в том числе религиозные

2. Экспрессивные, Хиппи, пассивное отношение

3. Движение реформ (Феминистические)

4. Революционные

5. Движения сопротивления

37. культура как механизм человеческого взаимодействия. Виды культур

В социологии под культурой в широком смысле понимают специфическую, генетически не наследуемую совокупность средств, способов, форм, образцов и ориентиров взаимодействия людей со средой существования, которые они вырабатывают в совместной жизни для поддержания определенных структур деятельности и общения.

Культура формируется как важный механизм человеческого взаимодействия, помогающий людям жить в своей среде, сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами.

Культура рассматривается в социологии как сложное динамичное образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и распространение предметов, идей, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях. Объектом социологического исследования являются конкретное распределение существующих в данном обществе форм и способов освоения, создания и передачи объектов культуры, устойчивые и изменчивые процессы в культурной жизни, а также обусловливающие их социальные факторы и механизмы.

Элитарная культура создается привилегированнойчастью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, так называемую серьезную музыку и высокоинтеллектуальную литературу.

Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По исполнению элементы народной культуры могут быть индивидуальными (изложение легенды, предания, былины), групповыми (исполнение танца или песни), массовыми (карнавальные шествия). Ещё одно название народного творчества – фольклор.

Массовая культура создается профессиональными авторами и распространяется с помощью средств массовой информации. Массовая культура может быть интернациональной и национальной. Примерами массовой культуры служат популярная и эстрадная музыка, цирк, триллеры, газетные “сенсации” и т.д.

Совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества, называется доминирующей культурой.

Субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе.

В нашей культуре можно выделить молодежную субкультуру, субкультуру национальных меньшинств, профессиональные субкультуры и т.д. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, стилем одежды, обычаями и т.д.

Одновременно возможно существование таких субкультур, ценности и нормы которых существенно отличаются от общепринятых и получили наименование контркультуры.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с государственными ценностями.

38. культурные универсалии. Релятивизм и этноцентризм.

Универсали:

·совместный труд

·образование

·наличие ритуалов

·системы родства

·правила взаимодействия полов

Возникновение этих универсалий связано с потребностями человека и человеческих общностей. Культурные универсалии предстают в многообразии конкретных вариантов культуры. Их можно сравнивать в связи с существованием суперсистем "восток" - "запад", национальной культуры и маленьких систем (субкультур): элитарной, народной, массовой. Многообразие культурных форм ставит проблему сравнимости этих форм.

Существуют две крайние точки зрения в исследовании многообразия культурных форм: этноцентризм и релятивизм.

Этноцентризм - всеобщая человеческая реакция, затрагивающая все группы в обществе и почти всех индивидов. Этноцентризм сплачивает группу, без него невозможно проявление патриотизма. Этноцентризм - необходимое условие появления национального самосознания и даже обычной групповой лояльности. В большинстве случаев этноцентризм проявляется в более терпимых формах, и его основная установка такова: я предпочитаю мои обычаи, хотя допускаю, что некоторые обычаи и нравы других культур могут быть в чем-то лучше.

Этноцентризм может быть искусственно усилен в какой-либо группе с целью противостояния другим группам при конфликтном взаимодействии.

Релятивизм говорит о том, что каждую культуру нужно воспринимать исходя из ее ценностей и норм.Для того чтобы достичь понимания, понять другую культуру, нужно связать ее конкретные черты с ситуацией и особенностями ее развития. Каждый культурный элемент должен соотноситься с особенностями той культуры, частью которой он является. Ценность и значение этого элемента может рассматриваться только в контексте определенной культуры.

39. элементы и функции культуры.

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ.

В современной научно-технической литературе дается множество определений понятию «система». Наиболее полное определение звучит следующим образом:

Система совокупность элементов, связанных между собой и с внешней средой упорядоченным образом, выбранных с определенной целью и выполняющих заданную функцию, направленную на получение конкретного полезного результата. Это определение требует дополнительного пояснения:

совокупность элементов … - понимается в прямом смысле, т.е. различные элементы сведены вместе, чтобы сформировать систему;

связанных между собой … - предполагает, что элементы имеют некоторое влияние друг на друга, проистекающее из принадлежности к системе;

с внешней средой … - предполагается наличие границ в системе, устанавливающих деление на внешнюю и внутреннюю среду;

упорядоченным образом … - подразумевает, что взаимодействия между элементами не случайные, а подчиняются некоторым правилам, которые можно познать;

выбранных с определенной целью … - сосредотачивает внимание на роли наблюдателя, который определил систему, установив границу так, что какие-то элементы входят в систему, а какие-то относятся к внешней среде, при этом границы устанавливаются на основе какой-то идеи;

выполняющих заданную функцию … - системы не существуют просто так, они обычно имеют свое предназначение (функции);

направленную на получение конкретного полезного результата … - любая система любого масштаба функционирует с целью получения заданного результата.

В соответствии с этим определением практически каждый экономический объект можно рассматривать как систему, стремящуюся в своем функционировании к достижению определенной цели. В качестве примера можно назвать систему образования, энергетическую, транспортную, производственную систему и т.д.

Для системы характерны следующие основные свойства :

· сложность;

· делимость;

· целостность;

· многообразие элементов;

· структурированность.

Сложность системы зависит от множества входящих в нее компонентов, их взаимодействия, а также от сложности внешних и внутренних связей.

Делимость системы означает, что в зависимости от точки зрения на нее она может быть разделена на подсистемы, каждая из которых выполняет свою функцию.

Целостность системы означает, что множество подсистем функционирует с единой общей целью.

Многообразие элементов означает, что в систему могут быть объединены элементы различной природы. Например, производственная система может состоять из таких элементов, как сырье, готовая продукция, средства производства, финансовые, трудовые ресурсы и т.д.


Структурированность системы означает наличие определенных связей между элементами, распределение элементов по уровням иерархии.

Для того чтобы система выполняла заданную функцию и при этом достигала требуемого результата, необходимо ею управлять. Для управления сложными системами существуют системы управления. Важнейшими функциями этих систем являются:

· прогнозирование;

· планирование;

· анализ;

· контроль;

· регулирование.

Рисунок. – Схема системы управления с обратной связью.

Управление связано с обменом информацией между компонентами системы, а также системы с внешней средой. В процессе управления получают сведения о состоянии системы в каждый момент времени, о достижении (или не достижении) заданной цели с тем, чтобы воздействовать на систему и обеспечить выполнение управленческих решений.

Таким образом, любой системе управления экономическим объектом соответствует своя информационная система, называемая экономической информационной системой .

Экономический объект– это объект управления, представляющий собой совокупность взаимодействующих, относительно автономных систем, выполняющих множество преобразований экономической информации.

Экономическая информация – совокупность сведений экономического характера, которые можно подвергать обработке в процессах планирования, учета, анализа, контроля на всех уровнях управления экономическим объектом.

Экономическая информация обладает рядом особенностей по сравнению с общей массой информации:

1. в основной своей массе она имеет дискретную форму представления; выражается в цифровом или алфавитно-цифровом виде;

2. отражается на материальных носителях (документах, магнитных лентах и дисках);

3. ее большие объемы обрабатываются в установленных временных пределах, зависящих от конкретных функций, чаще всего циклическая регулярная обработка;

4. исходная информация, возникающая в одном месте, находит свое отражение в различных функциях управления и в связи с этим подвергается различной обработке несколько раз, что требует многократной перегруппировки данных;

5. объемы исходной информации достигают больших размеров при относительно малом числе операций ее обработки;

6. исходные данные и результаты расчета, а иногда и промежуточные результаты подлежат длительному хранению.

Исходя из особенностей экономической информации она характеризуется следующими свойствами:

· достоверность,

· полнота,

· ценность,

· актуальность,

· однозначность.

Таким образом, можно дать следующее определение экономической информационной системы.

ЭИС совокупность внутренних и внешних информационных потоков экономического объекта, методов, средств, специалистов, участвующих в процессах обработки экономической информации и принятия управленческих решений.

Информационная система является системой информационного обслуживания работников управленческих служб и выполняет технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она формируется в соответствии с регламентом, принятым на конкретном экономическом объекте, оказывает помощь в реализации целей и задач, стоящих перед ним.

Для повышения эффективности систем управления экономическими объектами используются новейшие технические, технологические и программные средства. Следует заметить, что ЭИС можно реализовать и без использования вышеупомянутых средств, но отдача от такой системы будет значительно ниже. Если же применять такие средства, то следует говорить об автоматизированной экономической информационной системе (АЭИС).

АЭИС – совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, технологических и программных средств и специалистов, предназначенная для обработки экономической информации и принятия управленческих решений.

Создание АЭИС способствует повышению эффективности экономического объекта и обеспечивает повышение качества управления.

К основным общесистемным свойствам относятся целостность, иерархичность, эмерджентность и функциональность.

Целостность – это общесистемное свойство, заключающееся в том, что изменение любого компонента системы оказывает воздействие на все другие компоненты и изменение системы в целом, и наоборот, любое изменение системы отзывается на всех ее компонентах.

Иерархичность системы состоит в том, что она может быть рассмотрена как элемент системы более высокого порядка, а каждый ее элемент, в свою очередь, может являться системой более низкого уровня.

Эмерджентность определяет, что сумма свойств элементов не равна свойствам системы, т.е. несводимость свойств системы к свойствам входящих в ее состав элементов.

Функциональность предопределяет, что все элементы системы действуют и взаимодействуют в рамках своего функционального назначения.

Синергетический эффект (S ) в отличие от эмерджентности связан с кооперативным взаимодействием входящих в систему элементов. Иными словами, S – это результат продуцирования открытых систем в ходе взаимодействия компонентов (S=2 + 2 = 5, 6, ..., п).

Необходимыми условиями системного образования являются:

  • наличие как минимум двух элементов;
  • наличие связи между элементами;
  • наличие функции;
  • наличие цели;
  • наличие тектологической границы.

Элемент – это неделимая часть системы. Дальнейшее деление элементов приводит к разрушению их функциональных связей с другими элементами и получению свойств выделенной совокупности, неадекватной свойствам элемента как целого.

Связь – это то, что соединяет элементы и свойства системы в единое целое. Связи между элементами и подсистемами одного и того же уровня называются горизонтальными, а связи системы со всеми подсистемами соподчиненных иерархических уровней – вертикальными.

Подсистема – выделенное по определенным правилам и признакам целенаправленное подмножество взаимосвязанных элементов любой природы.

Каждую подсистему можно разделить на более мелкие подсистемы. Система отличается от подсистемы только лишь правилом и признаками объединения элементов. Для системы правило является общим, а для подсистем – более индивидуальным. Исходя из этого, систему можно представить и как нечто целое, состоящее из подсистем, каждую из которых можно рассматривать относительно самостоятельно. Подсистемы, выделенные на одном горизонте, являются подсистемами одного уровня. Деление подсистем на подсистемы более низкого уровня называется иерархией и означает подчинение более низкого уровня системы более высокому.

Тектологичсские границы как область соприкосновения взаимодействия нескольких систем (элементов систем) являются контурами системы.

Цель системы – это "желаемое" состояние ее выходов, т.е. некоторое значение или подмножество значений функций системы. Цель может быть заданной извне или поставлена системой самой себе, в этом случае цель будет отражать внутренние потребности системы.

Функция системы задается извне и показывает, какую роль данная система выполняет по отношению к более общей системе, в которую она включена составной частью, наряду с другими системами, выступающими для нее внешней средой. Любое изменение функции, производимое средой, вызывает смену механизма функционирования системы, а это приводит к изменению структуры системы и связей. Система существует пока она функционирует.

Структура системы представляет собой совокупность устойчивых связей и отношений элементов, конкретизированных по величине, направлению и назначению.

Множество систем, существующих в окружающем нас мире, можно классифицировать в зависимости от ряда признаков.

Наиболее часто используются следующие подходы к классификации:

  • по взаимодействию с окружающей средой;
  • степени сложности;
  • возможности действия системы во времени;
  • назначению объекта;
  • формальным свойствам формальной системы.

По взаимодействию с окружающей средой системы подразделяются на закрытые и открытые.

По степени сложности различают простые и сложные. Простые системы характеризуются небольшим количеством внутренних и внешних связей.

По возможности действия системы во времени системы делятся на статические и динамические. Статические системы характеризуются неизменчивостью, т.е. их параметры не зависят от времени. Динамические системы, в отличие от статических, изменчивы, т.е. их параметры связаны со временем.

По назначению объекта системы подразделяются на организационные, энергетические, технические, управленческие и т.д.

По формальным свойствам формальной (например, математической) системы : линейные, нелинейные, непрерывные, дискретные и др.

С позиции системного подхода управление рассматривается как многомерная система и предполагает выделение в системе:

  • управляемой системы, являющейся объектом управления;
  • управляющей системы, субъекта управления, который является частью системы;
  • управления, осуществляющего воздействие.

Взаимодействие и взаимосвязь элементов системы (подсистемы,

субъекта, объекта) называется управленческими отношениями . Управленческие отношения представляют собой разновидность общественных отношений. Средством реализации управленческих отношений является управленческое решение .

Претворение в жизнь любого управленческого решения происходит посредством управленческого воздействия , отражающего различные формы влияния управляющей системы на управляемую систему с целью изменения способов ее функционирования.

Термин «система» употребляется в различных науках. Соответственно, разных ситуациях применяются различные определения системы: от философских до формальных. Для целей курса лучше всего подходит следующее определение: система – совокупность элементов, объединённых связями и функционирующих совместно для достижения цели.

Системы характеризуются рядом свойств, основные из которых делятся на три группы: статические, динамические и синтетические.

1.1 Статические свойства систем

Статическими свойствами называются особенности некоторого состояния системы. Это то чем обладает система в любой фиксированный момент времени.

Целостность. Всякая система выступает как нечто единое, целое, обособленное, отличающееся от всего остального. Это свойство называется целостностью системы. Оно позволяет разделить весь мир на две части: систему и окружающую среду.

Открытость. Выделяемая, отличаемая от всего остального система не изолирована от окружающей среды. Наоборот, они связаны и обмениваются различными видами ресурсов (веществом, энергией, информацией и т.д.). Эта особенность обозначается термином «открытость».

Связи системы со средой носят направленный характер: по одним среда влияет на систему (входы системы), по другим система оказывает влияние на среду, что-то делает в среде, что-то выдаёт в среду (выходы системы). Описание входов и выходов системы называется моделью чёрного ящика. В такой модели отсутствует информация о внутренних особенностях системы. Несмотря на кажущуюся простоту, такой модели зачастую вполне достаточно для работы с системой.

Во многих случаях при управлении техникой или людьми информация только о входах и выходах системы позволяет успешно достигать цели. Однако для этого модель должна отвечать определённым требованиям. Например, пользователь может испытывать затруднения, если не будет знать, что в некоторых моделях телевизоров кнопку включения нужно не нажимать, а вытягивать. Поэтому для успешного управления модель должна содержать всю информацию, необходимую для достижения цели. При попытке удовлетворить это требование может возникнуть четыре типа ошибок, которые проистекают из того, что модель всегда содержит конечное число связей, тогда как у реальной системы количество связей неограниченно.

Ошибка первого рода возникает в том случае, когда субъект ошибочно рассматривает связь как существенную и принимает решение о её включении в модель. Это приводит к появлению в модели лишних, ненужных элементов. Ошибка второго рода, напротив, совершается тогда, когда принимается решение об исключении из модели якобы несущественной связи, без которой, на самом деле, достижение цели затруднено или вообще невозможно.

Ответ на вопрос о том, какая из ошибок хуже, зависит от контекста, в котором он задаётся. Понятно, что использование модели, содержащей ошибку, неизбежно ведёт к потерям. Потери могут быть небольшими, приемлемыми, нетерпимыми и недопустимыми. Урон, наносимый ошибкой первого рода связан с тем, что информация, внесённая ею, лишняя. При работе с такой моделью придётся тратить ресурсы на фиксацию и обработку лишней информации, например, тратить на неё память ЭВМ и время обработки. На качестве решения это, возможно, и не скажется, а на стоимости и своевременности скажется обязательно. Потери от ошибки второго рода – урон от того, что информации для полного достижения цели не хватит, цель не может быть достигнута в полной мере.

Теперь ясно, что хуже та ошибка, потери от которой больше, а это зависит от конкретных обстоятельств. Например, если время является критическим фактором, то ошибка первого рода становится гораздо более опасной, чем ошибка второго рода: вовремя принятое, пусть не наилучшее, решение предпочтительнее оптимального, но запоздавшего.

Ошибкой третьего рода принято считать последствия незнания. Для того, чтобы оценивать существенность некоторой связи, нужно знать, что она вообще есть. Если это не известно, то вопрос о включении связи в модель вообще не стоит. В том случае, если такая связь несущественна, то на практике её наличие в реальности и отсутствие в модели будет незаметно. Если же связь существенна, то возникнут трудности, аналогичные трудностям при ошибке второго рода. Разница состоит в том, что ошибку третьего рода сложнее исправить: для этого необходимо добывать новые знания.

Ошибка четвёртого рода возникает при ошибочном отнесении известной существенной связи к числу входов или выходов системы. Например, точно установлено, что в Англии 19-го века здоровье мужчин, носящих цилиндры, значительно превосходило здоровье мужчин, носящих кепки. Навряд ли из этого следует, что вид головного убора можно рассматривать как вход для системы прогнозирования состояния здоровья.

Внутренняя неоднородность систем, раличимость частей. Если заглянуть внутрь «чёрного ящика», то выяснится, что система неоднородна, не монолитна. Можно обнаружить, что различные качества в разных частях системы отличаются. Описание внутренней неоднородности системы сводится к обособлению относительно однородных участков, проведению границ между ними. Так появляется понятие о частях системы. При более детальном рассмотрении оказывается, что выделенные крупные части тоже неоднородны, что требует выделять ещё более мелкие части. В результате получается иерархическое описание частей системы, которое называется моделью состава.

Информация о составе системы может использоваться для работы с системой. Цели взаимодействия с системой могут быть различными, в связи с чем могут различаться и модели состава одной и той же системы. На первый взгляд различить части системы нетрудно, они «бросаются в глаза». В некоторых системах части возникают произвольно, в процессе естественного роста и развития (организмы, социумы и т.д.). Искусственные системы заведомо собираются из заранее известных частей (механизмы, здания и т.д.). Есть и смешанные типы систем, такие как заповедники, сельскохозяйственные системы. С другой стороны, с точки зрения ректора, студента, бухгалтера и хозяйственника университет состоит из разных частей. Самолёт состоит из разных частей с точки зрения пилота, стюардессы, пассажира. Трудности создания модели состава можно представить тремя положениями.

Во-первых, целое можно делить на часть по-разному. При этом способ деления определяется поставленной целью. Например, состав автомобиля по разному представляют начинающим автолюбителям, будущим профессиональным водителям, слесарям, готовящимся к работе в автосервисе, продавцам в автомагазинах. Естественно задать вопрос о том, существуют ли части системы «на самом деле»? Ответ содержится в формулировке рассматриваемого свойства: речь идёт о различимости, а не о разделимости частей. Можно различать нужные для достижения цели части системы, но нельзя разделять их.

Во-вторых, количество частей в модели состава зависит и от того, на каком уровне остановить дробление системы. Части на конечных ветвях получающегося иерархического дерева называются элементами. В различных обстоятельствах прекращение декомпозиции производится на разных уровнях. Например, при описании предстоящих работ приходится давать опытному работнику и новичку инструкции разной степени подробности. Таким образом, модель состава зависит от того, что считать элементарным. Встречаются случаи, когда элемент имеет природный, абсолютный характер (клетка, индивид, фонема, электрон).

В-третьих, любая система является частью большей системы, а иногда и нескольких систем сразу. Такую метасистему также можно делить на подсистемы по-разному. Это означает, что внешняя граница системы имеет относительный, условный характер. Определение границ системы производится с учётом целей субъекта, который будет использовать модель системы.

Структурированность. Свойство структурированности заключается в том, что части системы не изолированы, не независимы друг от друга; они связаны между собой, взаимодействуют друг с другом. При этом свойства системы существенно зависят от того, как именно взаимодействуют её части. Поэтому так частот важна информация о связях элементов системы. Перечень существенных связей между элементами системы называется моделью структуры системы. Наделённость любой системы определённой структурой и называется структурированностью.

Понятие структурированности дальше углубляет представление о целостности системы: связи как бы скрепляют части, удерживают их как целое. Целотность, отмеченная ранее как внешнее свойство, получает подкрепляющее объяснение изнутри системы – через структуру.

При построении модели структуры также встречаются определённые трудности. Первая из них связана с тем, что модель структуры определяется после того, как выбирается модель состава, и зависит от того, каков именно состав системы. Но даже при фиксированном составе модель структуры вариабельно. Связано это с возможностью по-разному определить существенность связей. Например, современному менеджеру рекомендуется наряду с формальной структурой его организации учитывать существование неформальных отношений между работниками, которые тоже влияют на функционирование организации. Вторая трудность проистекает из того, что каждый элемент системы, в свою очередь, представляет собой «маленький чёрный ящичек». Так что все четыре типа ошибок возможны при определении входов и выходов каждого элемента, включаемого в модель структуры.

Существует по меньшей мере несколько десятков различных определений понятия «система», используемых в зависи­мости от контекста, области знаний и целей исследования. Основной фактор, влияющий на различие в определениях, состоит в том, что в понятии «система» есть двойственность: с одной сторо­ны, оно используется для обозначения объективно существующих феноменов, а с другой стороны - как метод изучения и представле­ния феноменов, то есть как субъективная модель реальности.

В связи с этой двойственностью авторы определений различа­ют по меньшей мере два аспекта: как отличить системный объект от несистемного и как построить систему путём выделения её из окру­жающей среды. На основе первого подхода даётся дескриптивное (описательное) определение системы, на основе второго - конструктивное, иногда они сочетаются. Подходы к определению системы также предлагают делить на онтологический (соответствует дескриптивному), гносеологический и методологический (последние два соот­ветствуют конструктивному).

В целом, система - множество элементов, находящихся в отно­шениях и связях друг с другом, которое образует определённую це­лостность, единство.

Многообразие систем довольно велико, и существенную помощь при их изучении оказывает классификация. Важно понять, что клас­сификация - это только модель реальности, поэтому к ней надо так и относиться, не требуя от нее абсолютной полноты. Еще необхо­димо подчеркнуть относительность любых классификаций. Сама классификация выступает в качестве инструмента системного ана­лиза. С ее помощью структурируется объект (проблема) исследова­ния, а построенная классификация является моделью этого объекта. Полной классификации систем в настоящее время нет, более того, не выработаны окончательно ее принципы. Разные авторы предла­гают разные принципы классификации, а сходным по сути - дают разные названия.

1) В зависимости от происхождения системы делятся на естествен­ные и искусственные (создаваемые, антропогенные).



Естественные системы - это системы, объективно существующие в действительности, в живой и неживой природе и обществе. Эти си­стемы возникли в природе без участия человека.

Искусственные си­стемы - это системы, созданные человеком. Кроме того, можно го­ворить о третьем классе систем - смешанных системах, куда относятся эргономические (машина - человек-оператор), автоматизирован­ные, биотехнические, организационные и другие системы.

2) Классификация по объективности существования. Все системы можно разбить на две большие группы: реальные (материальные или физические) и абстрактные (символические) системы.

Реальные системы состоят из изделий, оборудования, машин и вообще из естественных и искусственных объектов.

Абстрактные системы по сути являются моделями реальных объектов - это языки, системы счисления, идеи, планы, гипотезы и понятия, алгоритмы и компьютерные программы, математические модели, системы наук.

Иногда выделяют идеальные или концептуальные системы - си­стемы, которые выражают принципиальную идею или образцовую действительность - образцовый вариант имеющейся или проекти­руемой системы.

Также можно выделить виртуальные системы - не существующие в действительности модельные или мыслительные представления ре­альных объектов, явлений, процессов (могут быть как идеальными, так и реальными системами).

3) Действующие системы. Такие системы способны совершать операции, работы, процедуры, обеспечивать заданное течение тех­нологических процессов, действуя по программам, задаваемым че­ловеком. В действующих системах можно выделить следующие си­стемы: технические, эргатические, технологические, экономические, социальные, организационные и системы управления.

Технические системы представляют собой материальные си­стемы, которые решают задачи по программам, составленным человеком; сам человек при этом не начнется элементом таких систем. Если в системе присутствует человек, выполняющий определенные функции субъекта, то говорят об эргатической системе. Частным случаем эргатической системы будет человеко-машинная система - система, в которой человек-оператор или группа операторов взаи­модействует с техническим устройством в процессе производства ма­териальных ценностей, управления, обработки информации и т. д.

Технологическая формальная система - это совокупность опера­ций (процессов) в достижении некоторых целей (решений некото­рых задач). Структура такой системы определяется набором методов, методик, рецептов, регламентов, правит и норм.

Технологическая материальная система - это совокупность реаль­ных приборов, устройств, инструментов и материалов (техническое, обеспечение системы), реализующих операции (процессное обеспе­чение системы) и предопределяющих их качество и длительность.

Экономическая система - это система отношений (процессов), скла­дывающихся в экономике, это совокупность экономических отноше­ний, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических продуктов и регламентируемых совокуп­ностью соответствующих принципов, правил и законодательных норм.

Социальная система - это совокупность мероприятий, направлен­ных на социальное развитие жизни людей. К таким мероприятиям относятся: улучшение социально-экономических и производствен­ных условий труда, усиление его творческого характера, улучшение жизни работников, улучшение жилищных условий и т. п.

Организационная система - это совокупность элементов, обеспе­чивающих координацию действий, нормальное функционирование и развитие основных функциональных элементов объекта. Элемен­ты такой системы представляют собой органы управления, облада­ющие правом принимать управленческие решения - это руководи­тели подразделения или даже отдельные организации.

Систему, в которой реализуется функция управления, называют системой управления. Система управления содержит два главных эле­мента: управляемую подсистему (объект управления) и управляющую подсистему (осуществляющую функцию управления). Применитель­но к техническим системам управляющую подсистему называют си­стемой регулирования, а к социально-экономическим - системой ор­ганизационного управления.

4) Классификация по степени централизованности. Централизо­ванной системой называется система, в которой некоторый элемент играет главную, доминирующую роль в функционировании систе­мы. Такой главный элемент называется ведущей частью системы или ее центром. При этом небольшие изменения ведущей части вызы­вают значительные изменения всей системы: как желательные, так и нежелательные. К недостаткам централизованной системы мож­но отнести низкую скорость адаптации (приспособления к изменя­ющимся условиям окружающей среды), а также сложность управле­ния из-за огромного потока информации, подлежащей переработке в центральной части систем.

Децентрализованная система - это система, в которой нет глав­ного элемента. Важнейшие подсистемы в такой системе имеют при­близительно одинаковую ценность и построены не вокруг централь­ной подсистемы, а соединены между собой последовательно или параллельно.

5) Классификация по размерности. Система, имеющая один вход и один выход, называется одномерной. Если входов или выходов боль­ше одного - многомерной. Нужно понимать условность одномерно­сти системы - в реальности любой объект имеет бесчисленное чис­ло входов и выходов.

6) Классификация по однородности и разнообразию структурных це­ментов. Системы бывают гомогенные, или однородные, и гетероген­ные, или разнородные, а также смешанного типа.

В гомогенных системах структурные элементы системы однород­ны, то есть обладают одинаковыми свойствами. В связи с этим в го­могенных системах элементы взаимозаменяемы.

Гетерогенные системы состоят из разнородных элементов, не об­ладающих свойством взаимозаменяемости.

7) Классификации по траектории развития. Система называется линейной, если она описывается линейными уравнениями (алгебра­ическими, дифференциальными, интегральными и т. п.), в против­ном случае - нелинейной.

Для линейных систем справедлив принцип суперпозиции: реак­ция системы на любую комбинацию внешних воздействий равна сум­ме реакций на каждое из этих воздействий, поданных на систему по­рознь. В связи с этим для упрощения анализа систем довольно часто применяют процедуру линеаризации, при которой нелинейную си­стему" описывают приближенно линейными уравнениями в некото­рой (рабочей) области изменения входных переменных. Однако не всякую нелинейную систему можно линеаризировать, в частности, нельзя линеаризировать дискретные системы.

Дискретная система - это система, содержащая хотя бы один эле­мент дискретного действия. Дискретный элемент - это элемент, вы­ходная величина которого изменяется дискретно, то есть скачками, даже при плавном изменении входных величин.

Все остальные системы относятся к системам непрерывного действия. Система непрерывного действия (непрерывная система) состоит только из элементов непрерывного действия, то есть элементов, выходы ко­торых изменяются плавно при плавном изменении входных величин.

8) В зависимости от способности системы ставить себе цель раз­личают каузальные и целенаправленные (целеустремленные, актив­ные) системы.

Каузальные системы - это системы, которым цель внутренне не присуща. Если такая система и имеет целевую функцию (например, автопилот), то эта функция задана извне пользователем.

Целенаправленные системы - это системы, способные к выбору своего поведения в зависимости от внутренне присущей цели. В це­ленаправленных системах цель формируется внутри системы.

Элемент целенаправленности всегда присутствует в системе, включающей в себя людей (или еще шире живые существа). Вопрос чаще всего состоит в степени влияния этой целенаправленности на функционирование объекта. Если мы имеем дело с ручным произ­водством, то влияние так называемого человеческого фактора очень большое. Отдельный человек, группа людей или весь коллектив спо­собны поставить цель своей деятельности, отличную от цели ком­пании.

9) Классификация систем по сложности. Существует ряд подхо­дов к разделению систем по сложности, и, к сожалению, нет еди­ного определения этому понятию, нет и четкой границы, отделяю­щей простые системы от сложных. Разными авторами предлагались различные классификации сложных систем. Например, признаком простой системы считают сравнительно небольшой объем инфор­мации, требуемый для ее успешного управления. Системы, в кото­рых не хватает информации для эффективного управления, счита­ют сложными.

Условно можно выделить два вида сложности: структурную и функ­циональную.

Структурная сложность. Ст. Вир предлагает делить системы на простые, сложные и очень сложные. Простые - это наименее слож­ные системы. Сложные - это системы, отличающиеся разветвленной структурой и большим разнообразием, внутренних связей.

Очень сложная система - это сложная система, которую подроб­но описать нельзя. Несомненно, что эти деления довольно условны и между ними трудно провести границу.

Функциональная сложность. Дня количественной оценки функци­ональной сложности можно использовать алгоритмический подход, например количество арифметико-логических операций, требуемых для реализации функции системы преобразования входных значений в выходные, или объем ресурсов (время счета или используемая па­мять), используемых в системе при решении некоторого класса задач.

Кроме того, выделяют такой тип сложности, как динамическая сложность. Она возникает тогда, когда меняются связи между эле­ментами. Попытку дать исчерпывающее описание таким системам можно сравнить с поиском выхода из лабиринта, который полно­стью изменяет свою конфигурацию, как только вы меняете направ­ление движения.

10) Классификация по степени детерминированности. Если входы объекта однозначно определяют его выходы, то есть его поведение можно однозначно предсказать (с вероятностью 1), то объект явля­ется детерминированным, в противном случае - недетерминирован­ным (стохастическим). Детерминированность характерна для менее сложных систем; стохастические системы сложнее детерминирован­ных, поскольку их более сложно описывать и исследовать.

11) Классификация систем по степени организованности. Если ис­следователю удается определить элементы системы и их взаимосвязи между собой и с целями системы и вид детерминированных (анали­тических или графических) зависимостей, то возможно представле­ние объекта в виде хорошо организованной системы.

Если не ставится задача определить все учитываемые компоненты и их связи с целями системы, то объект представляется в виде плохо организованной (или диффузной) системы. Ял я описания свойств та­ких систем можно рассматривать два подхода: выборочный и макро- параметрический.

Класс самоорганизующихся, или развивающихся, систем характе­ризуется рядом признаков, особенностей, которые, как правило, об­условлены наличием в системе активных элементов, делающих си­стему целенаправленной.

12) Классификация систем по степени открытости. Открытые си­стемы постоянно обмениваются веществом, энергией или информа­цией со средой. Система закрыта (замкнута), если в неё не поступа­ют и из неё не выделяются вещество, энергия или информация.

К основным свойствам систем относятся:

1. Целостность, то есть система существует как целое, которое за­тем можно разбить на части или элементы.

2. Структурность - описание системы через постановленные её структуры. Структура - это совокупность элементов и связи меж­ду ними определяющих внутреннее строение объекта, как целост­ной системы.

3. Взаимосвязь элементов, то есть элементы структуры находятся в составе системы непроизвольно.

4. Бесконечность - свойство системы, под которой понимает­ся невозможность его полного познания и представление конечным способом описания.

5. Иерархичность, то есть элементы системы сами могут являть­ся сложной системой.

6. Множественность описания - одна и та же система может быть рассмотрена с различных позиций способов и методов её описания.

7. Синергичность, эмерджентность, системный эффект - появ­ление у системы свойств, не присущих элементам системы; прин­ципиальная несводимость свойств системы к сумме свойств состав­ляющих её компонентов (неаддитивность). Возможности системы превосходят сумму возможностей составляющих её частей; общая производительность или функциональность системы лучше, чем у простой суммы элементов.

gastroguru © 2017