Выбор читателей
Популярные статьи
Достаточно часто в задачах повышенной сложности встречаются тригонометрические уравнения, содержащие модуль . Большинство из них требуют эвристического подхода к решению, который совсем не знаком большинству школьников.
Предлагаемые ниже задачи призваны познакомить вас с наиболее характерными приемами решения тригонометрических уравнений содержащих модуль.
Задача 1. Найти разность (в градусах) наименьшего положительного и наибольшего отрицательного корней уравнения 1 + 2sin x · |cos x| = 0.
Решение.
Раскроем модуль:
1) Если cos x ≥ 0, то исходное уравнение примет вид 1 + 2sin x · cos x = 0.
Воспользуемся формулой синуса двойного угла, получим:
1 + sin 2x = 0; sin 2x = -1;
2x = -π/2 + 2πn, n € Z;
x = -π/4 + πn, n € Z. Так как cos x ≥ 0, то x = -π/4 + 2πk, k € Z.
2) Если cos x < 0, то заданное уравнение имеет вид 1 – 2sin x · cos x = 0. По формуле синуса двойного угла, имеем:
1 – sin 2x = 0; sin 2x = 1;
2x = π/2 + 2πn, n € Z;
x = π/4 + πn, n € Z. Так как cos x < 0, то x = 5π/4 + 2πk, k € Z.
3) Наибольший отрицательный корень уравнения: -π/4; наименьший положительный корень уравнения: 5π/4.
Искомая разность: 5π/4 – (-π/4) = 6π/4 = 3π/2 = 3 · 180°/2 = 270°.
Ответ: 270°.
Задача 2. Найти (в градусах) наименьший положительный корень уравнения |tg x| + 1/cos x = tg x.
Решение.
Раскроем модуль:
1) Если tg x ≥ 0, тогда
tg x + 1/cos x = tg x;
В полученном уравнении корней нет.
2) Если tg x < 0, тогда
Tg x + 1/cos x = tg x;
1/cos x – 2tg x = 0;
1/cos x – 2sin x / cos x = 0;
(1 – 2sin x) / cos x = 0;
1 – 2sin x = 0 и cos x ≠ 0.
С помощью рисунка 1 и условия tg x < 0 находим, что x = 5π/6 + 2πn, где n € Z.
3) Наименьший положительный корень уравнения 5π/6. Переведем это значение в градусы:
5π/6 = 5 · 180°/6 = 5 · 30° = 150°.
Ответ: 150°.
Задача 3. Найти количество различных корней уравнения sin |2x| = cos 2x на промежутке [-π/2; π/2].
Решение.
Запишем уравнение в виде sin|2x| – cos 2x = 0 и рассмотрим функцию y = sin |2x| – cos 2x. Так как функция является четной, то найдем ее нули при x ≥ 0.
sin 2x – cos 2x = 0; разделим обе части уравнения на cos 2x ≠ 0, получим:
tg 2x – 1 = 0;
2x = π/4 + πn, n € Z;
x = π/8 + πn/2, n € Z.
Воспользовавшись четностью функции, получим, что корнями исходного уравнения являются числа вида
± (π/8 + πn/2), где n € Z.
Промежутку [-π/2; π/2] принадлежат числа: -π/8; π/8.
Итак, два корня уравнения принадлежат заданному промежутку.
Ответ: 2 .
Данное уравнения можно было бы решить и раскрытием модуля.
Задача 4. Найти количество корней уравнения sin x – (|2cos x – 1|)/(2cos x – 1) · sin 2 x = sin 2 x на промежутке [-π; 2π].
Решение.
1) Рассмотрим случай, когда 2cos x – 1 > 0, т.е. cos x > 1/2, тогда уравнение принимает вид:
sin x – sin 2 x = sin 2 x;
sin x – 2sin 2 x = 0;
sin x(1 – 2sin x) = 0;
sin x = 0 или 1 – 2sin x = 0;
sin x = 0 или sin x = 1/2.
Используя рисунок 2 и условие cos x > 1/2, найдем корни уравнения:
x = π/6 + 2πn или x = 2πn, n € Z.
2) Рассмотрим случай, когда 2cos x – 1 < 0, т.е. cos x < 1/2, тогда исходное уравнение принимает вид:
sin x + sin 2 x = sin 2 x;
x = 2πn, n € Z.
Используя рисунок 2 и условие cos x < 1/2, находим, что x = π + 2πn, где n € Z.
Объединим два случая, получим:
x = π/6 + 2πn или x = πn.
3) Промежутку [-π; 2π] принадлежат корни: π/6; -π; 0; π; 2π.
Таким образом, заданному промежутку принадлежат пять корней уравнения.
Ответ: 5 .
Задача 5. Найти количество корней уравнения (x – 0,7) 2 |sin x| + sin x = 0 на промежутке [-π; 2π].
Решение.
1) Если sin x ≥ 0, то исходное уравнение принимает вид (x – 0,7) 2 sin x + sin x = 0. После вынесения общего множителя sin x за скобки, получим:
sin x((x – 0,7) 2 + 1) = 0; так как (x – 0,7) 2 + 1 > 0 при всех действительных x, то sinx = 0, т.е. x = πn, n € Z.
2) Если sin x < 0, то -(x – 0,7) 2 sin x + sin x = 0;
sin x((x – 0,7) 2 – 1) = 0;
sinx = 0 или (x – 0,7) 2 + 1 = 0. Так как sin x < 0, то (x – 0,7) 2 = 1. Извлекаем квадратный корень из левой и правой частей последнего уравнения, получим:
x – 0,7 = 1 или x – 0,7 = -1, а значит x = 1,7 или x = -0,3.
С учетом условия sinx < 0 получим, что sin (-0,3) ≈ sin (-17,1°) < 0 и sin (1,7) ≈ sin (96,9°) > 0, значит только число -0,3 является корнем исходного уравнения.
3) Промежутку [-π; 2π] принадлежат числа: -π; 0; π; 2π; -0,3.
Таким образом, уравнение имеет пять корней на заданном промежутке.
Ответ: 5 .
Заняться подготовкой к урокам или экзаменам можно при помощи различных образовательных ресурсов, которые есть в сети. В настоящее время любому человеку просто необходимо использовать новые информационные технологии, ведь правильное, а главное уместное их применение будет способствовать повышению мотивации в изучении предмета, повысит интерес и поможет лучше усвоить необходимый материал. Но не стоит забывать о том, что компьютер не учит думать, полученную информацию обязательно необходимо обрабатывать, понимать и запоминать. Поэтому вы можете обратиться за помощью к нашим онлайн репетиторам, которые помогут вам разобраться с решением интересующих вас задач.
Остались вопросы? Не знаете, как решать тригонометрические уравнения?
Чтобы получить помощь репетитора – зарегистрируйтесь .
Первый урок – бесплатно!
сайт, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
Задача №1
Логика простая: будем поступать так, как поступали раньше не взирая на то, что теперь у тригонометрических функций стал более сложный аргумент!
Если бы мы решали уравнение вида:
То мы бы записали вот такой ответ:
Или (так как)
Но теперь в роли у нас выступаем вот такое выражение:
Тогда можно записать:
Наша с тобою цель - сделать так, чтобы слева стоял просто, без всяких «примесей»!
Давай постепенно от них избавляться!
Вначале уберём знаменатель при: для этого домножим наше равенство на:
Теперь избавимся от, разделив на него обе части:
Теперь избавимся от восьмёрки:
Полученное выражение можно расписать как 2 серии решений (по аналогии с квадратным уравнением, где мы либо прибавляем, либо вычитаем дискриминант)
Нам нужно найти наибольший отрицательный корень! Ясно, что надо перебирать.
Рассмотрим вначале первую серию:
Ясно, что если мы будем брать то в результате мы будем получать положительные числа, а они нас не интересуют.
Значит нужно брать отрицательным. Пусть.
При корень будет уже:
А нам нужно найти наибольший отрицательный!! Значит идти в отрицательную сторону здесь уже не имеет смысла. И наибольший отрицательный корень для этой серии будет равен.
Теперь рассматриваем вторую серию:
И опять подставляем: , тогда:
Не интересует!
Тогда увеличивать больше не имеет смысла! Будем уменьшать! Пусть, тогда:
Подходит!
Пусть. Тогда
Тогда - наибольший отрицательный корень!
Ответ:
Задача №2
Опять решаем, не взирая на сложный аргумент косинуса:
Теперь снова выражаем слева:
Умножаем обе стороны на
Делим обе стороны на
Всё, что осталось - это перенести вправо, изменив её знак с минуса на плюс.
У нас опять получается 2 серии корней, одна с, а другая с.
Нам нужно найти наибольший отрицательный корень. Рассмотрим первую серию:
Ясно, что первый отрицательный корень мы получим при, он будет равен и будет наибольшим отрицательным корнем в 1 серии.
Для второй серии
Первый отрицательный корень будет получен также при и будет равен. Так как, то - наибольший отрицательный корень уравнения.
Ответ: .
Задача №3
Решаем, не взирая на сложный аргумент тангенса.
Вот, вроде бы ничего сложного, не так ли?
Как и раньше, выражаем в левой части:
Ну вот и замечательно, здесь вообще всего одна серия корней! Опять найдём наибольший отрицательный.
Ясно, что он получается, если положить. И корень этот равен.
Ответ:
Теперь попробуй самостоятельно решить следующие задачи.
Готов? Проверяем. Я не буду подробно описывать весь алгоритм решения, мне кажется, ему и так уделено достаточно внимания выше.
Ну что, всё правильно? Ох уж эти гадкие синусы, с ними всегда какие-то беды!
Ну что же, теперь ты умеешь решать простейшие тригонометрические уравнения!
Выразим
Наименьший положительный корень получится, если положить, так как, то
Ответ:
Наименьший положительный корень получится при.
Он будет равен.
Ответ: .
При получаем, при имеем.
Ответ: .
Эти знания помогут тебе решать многие задачи, с которыми ты столкнёшься в экзамене.
Если же ты претендуешь на оценку «5», то тебе просто необходимо перейти к чтению статьи для среднего уровня, которая будет посвящена решению более сложных тригонометрических уравнений (задание С1).
В этой статье я опишу решение тригонометрических уравнений более сложного типа и как производить отбор их корней. Здесь я буду опираться на следующие темы:
Более сложные тригонометрические уравнения - это основа задач повышенной сложности. В них требуется как решить само уравнение в общем виде, так и найти корни этого уравнения, принадлежащие некоторому заданному промежутку.
Решение тригонометрических уравнений сводится к двум подзадачам:
Следует отметить, что второе требуется не всегда, но все же в большинстве примеров требуется производить отбор. А если же он не требуется, то тебе скорее можно посочувствовать - это значит, что уравнение достаточно сложное само по себе.
Мой опыт разбора задач С1 показывает, что они как правило делятся на вот такие категории.
Говоря по-простому: если тебе попалось одно из уравнений первых трех типов , то считай, что тебе повезло. Для них как правило дополнительно нужно подобрать корни, принадлежащие некоторому промежутку.
Если же тебе попалось уравнение 4 типа , то тебе повезло меньше: с ним нужно повозиться подольше и повнимательнее, зато довольно часто в нем не требуется дополнительно отбирать корни. Тем не менее данный тип уравнений я буду разбирать в следующей статье, а эту посвящу решению уравнений первых трех типов.
Самое важное, что тебе нужно помнить, чтобы решать уравнения этого типа это
Как показывает практика, как правило, этих знаний достаточно. Давай обратимся к примерам:
Здесь, как я и обещал, работают формулы приведения:
Тогда мое уравнение примет вот такой вид:
Тогда мое уравнение примет следующую форму:
Недальновидный ученик мог бы сказать: а теперь я сокращу обе части на, получаю простейшее уравнение и радуюсь жизни! И будет горько заблуждаться!
ЗАПОМНИ: НИКОГДА НЕЛЬЗЯ СОКРАЩАТЬ ОБЕ ЧАСТИ ТРИГОНОМЕТРИЧЕСКОГО УРАВНЕНИЯ НА ФУНКЦИЮ, СОДЕРЖАЩУЮ НЕИЗВЕСТНУЮ! ТАКИМ ОБРАЗОМ, ТЫ ТЕРЯЕШЬ КОРНИ! |
Так что же делать? Да все просто, переносить все в одну сторону и выносить общий множитель:
Ну вот, на множители разложили, ура! Теперь решаем:
Первое уравнение имеет корни:
А второе:
На этом первая часть задачи решена. Теперь нужно отобрать корни:
Промежуток вот такой:
Или его еще можно записать вот так:
Ну что, давай отбирать корни:
Вначале поработаем с первой серией (да и проще она, что уж говорить!)
Так как наш промежуток - целиком отрицательный, то нет нужды брать неотрицательные, все равно они дадут неотрицательные корни.
Возьмем, тогда - многовато, не попадает.
Пусть, тогда - снова не попал.
Еще одна попытка - , тогда - есть, попал! Первый корень найден!
Стреляю еще раз: , тогда - еще раз попал!
Ну и еще разок: : - это уже перелет.
Так что из первой серии промежутку принадлежат 2 корня: .
Работаем со второй серией (возводим в степень по правилу):
Недолет!
Снова недолет!
Опять недолет!
Попал!
Перелет!
Таким образом, моему промежутку принадлежат вот такие корни:
Вот по такому алгоритму мы и будем решать все другие примеры. Давай вместе потренируемся еще на одном примере.
Решение:
Опять пресловутые формулы приведения:
Опять не вздумай сокращать!
Первое уравнение имеет корни:
А второе:
Теперь снова поиск корней.
Начну со второй серии, мне про нее уже все известно из предыдущего примера! Посмотри и убедись, что корни, принадлежащие промежутку следующие:
Теперь первая серия и она попроще:
Если - подходит
Если - тоже годится
Если - уже перелет.
Тогда корни будут следующие:
Ну что, техника тебе ясна? Решение тригонометрических уравнений уже не кажется таким сложным? Тогда быстренько прорешай следующие задачки самостоятельно, а потом мы с тобой будем решать другие примеры:
И снова формула приведения:
Первая серия корней:
Вторая серия корней:
Начинаем отбор для промежутка
Ответ: , .
Довольно хитрая группировка на множители (применю формулу синуса двойного угла):
тогда или
Это общее решение. Теперь надо отбирать корни. Беда в том, что мы не можем сказать точное значение угла, косинус которого равен одной четверти. Поэтому я не могу просто так избавиться от арккосинуса - вот такая досада!
Что я могу сделать, так это прикинуть, что так как, то.
Составим таблицу: промежуток:
Ну что же, путем мучительных поисков мы пришли к неутешительному выводу о том, что наше уравнение имеет один корень на указанном промежутке: \displaystyle arccos\frac{1}{4}-5\pi
Уравнение пугающего вида. Однако решается довольно просто путем применения формулы синуса двойного угла:
Сократим на 2:
Сгруппируем первое слагаемое со вторым и третье с четвертым и вынесем общие множители:
Ясно, что первое уравнение корней не имеет, а теперь рассмотрим второе:
Вообще я собирался чуть позже остановиться на решении таких уравнений, но раз уж подвернулось, то делать нечего, надо решать...
Уравнения вида:
Данное уравнение решается делением обеих частей на:
Таким образом, наше уравнение имеет единственную серию корней:
Нужно найти те из них, которые принадлежат промежутку: .
Опять построим табличку, как я делал и ранее:
Ответ: .
Уравнения, сводящиеся к виду:
Ну вот, теперь самое время переходить ко второй порции уравнений, тем более, что я уже и так проболтался в чем состоит решение тригонометрических уравнений нового типа. Но не лишним будет повторить, что уравнение вида
Решается делением обеих частей на косинус:
Пример 1.
Первое - ну совсем простое. Перенесем вправо и применим формулу косинуса двойного угла:
Ага! Уравнение вида: . Делю обе части на
Делаем отсев корней:
Промежуток:
Ответ:
Пример 2.
Все тоже довольно тривиально: раскроем скобки справа:
Основное тригонометрическое тождество:
Синус двойного угла:
Окончательно получим:
Отсев корней: промежуток.
Ответ: .
Ну как тебе техника, не слишком сложна? Я надеюсь, что нет. Сразу можно оговориться: в чистом виде уравнения, которые тут же сводятся к уравнению относительно тангенса, встречаются довольно редко. Как правило, этот переход (деление на косинус) является лишь частью более сложной задачи. Вот тебе пример , чтобы ты мог поупражняться:
Давай сверяться:
Уравнение решается сразу же, достаточно поделить обе части на:
Отсев корней:
Ответ: .
Так или иначе, нам еще предстоит встретиться с уравнениями того вида, которые мы только что разобрали. Однако нам еще рано закругляться: остался еще один «пласт» уравнений, которые мы не разобрали. Итак:
Здесь все прозрачно: смотрим пристально на уравнение, максимально его упрощаем, делаем замену, решаем, делаем обратную замену! На словах все очень легко. Давай посмотрим на деле:
Пример.
Ну что же, здесь замена сама напрашивается к нам в руки!
Тогда наше уравнение превратится вот в такое:
Первое уравнение имеет корни:
А второе вот такие:
Теперь найдем корни, принадлежащие промежутку
Ответ: .
Давай вместе разберем чуть более сложный пример :
Здесь замена сразу не видна, более того, она не очень очевидна. Давай вначале подумаем: а что мы можем сделать?
Можем, например, представить
А заодно и
Тогда мое уравнение примет вид:
А теперь внимание, фокус:
Давай разделим обе части уравнения на:
Внезапно мы с тобой получили квадратное уравнение относительно! Сделаем замену, тогда получим:
Уравнение имеет следующие корни:
Неприятная вторая серия корней, но ничего не поделаешь! Производим отбор корней на промежутке.
Нам также нужно учитывать, что
Так как и, то
Ответ:
Для закрепления, прежде чем ты сам будешь решать задачи, вот тебе еще упражнение :
Здесь нужно держать ухо востро: у нас появились знаменатели, которые могут быть нулевыми! Поэтому надо быть особо внимательными к корням!
Прежде всего, мне нужно преобразовать уравнение так, чтобы я мог сделать подходящую замену. Я не могу придумать сейчас ничего лучше, чем переписать тангенс через синус и косинус:
Теперь я перейду от косинуса к синусу по основному тригонометрическому тождеству:
И, наконец, приведу все к общему знаменателю:
Теперь я могу перейти к уравнению:
Но при (то есть при).
Теперь все готово для замены:
Тогда или
Однако обрати внимание, что если, то при этом!
Кто от этого страдает? Беда с тангенсом, он не определен, когда косинус равен нулю (происходит деление на ноль).
Таким образом, корни уравнения следующие:
Теперь производим отсев корней на промежутке:
- подходит | |
- перебор |
Таким образом, наше уравнение имеет единственный корень на промежутке, и он равен.
Видишь: появление знаменателя (также, как и тангенса, приводит к определенным затруднениям с корнями! Тут нужно быть более внимательным!).
Ну что же, мы с тобой почти закончили разбор тригонометрических уравнений, осталось совсем немного - самостоятельно решить две задачи. Вот они.
Решил? Не очень сложно? Давай сверяться:
Подставляем в уравнение:
Перепишем все через косинусы, чтобы удобнее было делать замену:
Теперь легко сделать замену:
Ясно, что - посторонний корень, так как уравнение решений не имеет. Тогда:
Ищем нужные нам корни на промежутке
Ответ: .
Тогда или
- подходит! | - подходит! | |
- подходит! | - подходит! | |
- много! | - тоже много! |
Ответ:
Ну вот, теперь все! Но решение тригонометрических уравнений на этом не заканчивается, за бортом у нас остались самые сложные случаи: когда в уравнениях присутствует иррациональность или разного рода «сложные знаменатели». Как решать подобные задания мы рассмотрим в статье для продвинутого уровня.
В дополнение к рассмотренным в предыдущих двух статьях тригонометрическим уравнениям, рассмотрим еще один класс уравнений, которые требуют еще более внимательного анализа. Данные тригонометрические примеры содержат либо иррациональность, либо знаменатель, что делает их анализ более сложным . Тем не менее ты вполне можешь столкнуться с данными уравнениями в части С экзаменационной работы. Однако нет худа без добра: для таких уравнений уже, как правило, не ставится вопрос о том, какие из его корней принадлежат заданному промежутку. Давай не будем ходить вокруг да около, а сразу тригонометрические примеры.
Пример 1.
Решить уравнение и найти те корни, которые принадлежат отрезку.
Решение:
У нас появляется знаменатель, который не должен быть равен нулю! Тогда решить данное уравнение - это все равно, что решить систему
Решим каждое из уравнений:
А теперь второе:
Теперь давай посмотрим на серию:
Ясно, что нам не подходит вариант, так как при этом у нас обнуляется знаменатель (см. на формулу корней второго уравнения)
Если же - то все в порядке, и знаменатель не равен нулю! Тогда корни уравнения следующие: , .
Теперь производим отбор корней, принадлежащих промежутку.
- не подходит | - подходит | |
- подходит | - подходит | |
перебор | перебор |
Тогда корни следующие:
Видишь, даже появление небольшой помехи в виде знаменателя существенно отразилось на решении уравнения: мы отбросили серию корней, нулящих знаменатель. Еще сложнее может обстоять дело, если тебе попадутся тригонометрические примеры имеющие иррациональность.
Пример 2.
Решите уравнение:
Решение:
Ну хотя бы не надо отбирать корни и то хорошо! Давай вначале решим уравнение, не взирая на иррациональность:
И что, это все? Нет, увы, так было бы слишком просто! Надо помнить, что под корнем могут стоять только неотрицательные числа. Тогда:
Решение этого неравенства:
Теперь осталось выяснить, не попала ли ненароком часть корней первого уравнения туда, где не выполяется неравенство.
Для этого можно опять воспользоваться таблицей:
: , но | Нет! | |
Да! | ||
Да! |
Таким образом, у меня «выпал» один из корней! Он получается, если положить. Тогда ответ можно записать в следующем виде:
Ответ:
Видишь, корень требует еще более пристального внимания! Усложняем: пусть теперь у меня под корнем стоит тригонометрическая функция.
Пример 3.
Как и раньше: вначале решим каждое отдельно, а потом подумаем, что же мы наделали.
Теперь второе уравнение:
Теперь самое сложное - выяснить, не получаются ли отрицательные значения под арифметическим корнем, если мы подставим туда корни из первого уравнения:
Число надо понимать как радианы. Так как радиана - это примерно градусов, то радианы - порядка градусов. Это угол второй четверти. Косинус второй четверти имеет какой знак? Минус. А синус? Плюс. Так что можно сказать про выражение:
Оно меньше нуля!
А значит - не является корнем уравнения.
Теперь черед.
Сравним это число с нулем.
Котангенс - функция убывающая в 1 четверти (чем меньше аргумент, тем больше котангенс). радианы - это примерно градусов. В то же время
так как, то, а значит и
,
Ответ: .
Может ли быть еще сложнее? Пожалуйста! Будет труднее, если под корнем по-прежнему тригонометрическая функция, а вторая часть уравнения - снова тригонометрическая функция.
Чем больше тригонометрических примеров, тем лучше, смотри дальше:
Пример 4.
Корень не годится, ввиду ограниченности косинуса
Теперь второе:
В то же время по определению корня:
Надо вспомнить единичную окружность: а именно те четверти, где синус меньше нуля. Какие это четверти? Третья и четвертая. Тогда нас будут интересовать те решения первого уравнения, которые лежат в третьей или четвертой четверти.
Первая серия дает корни, лежащие на пересечении третьей и четвертой четверти. Вторая же серия - ей диаметрально противоположная - и порождает корни, лежащие на границе первой и второй четверти. Поэтому эта серия нам не подходит.
Ответ: ,
И опять тригонометрические примеры с «трудной иррациональностью» . Мало того, что у нас снова под корнем тригонометрическая функция, так теперь она еще и в знаменателе!
Пример 5.
Ну, ничего не поделаешь - поступаем как и раньше.
Теперь работаем со знаменателем:
Я не хочу решать тригонометрическое неравенство, а потому поступлю хитро: возьму и подставлю в неравенство мои серии корней:
Если - четное, то имеем:
так как, то все углы вида лежат в четвертой четверти. И снова сакральный вопрос: каков знак синуса в четвертой четверти? Отрицательный. Тогда неравенство
Если же -нечетное, то:
В какой четверти лежит угол? Это угол второй четверти. Тогда все углы - снова углы второй четверти. Синус там положительный. Как раз то, что надо! Значит, серия:
Подходит!
Точно так же разбираемся со второй серией корней:
Подставляем в наше неравенство:
Если - четное, то
Углы первой четверти. Синус там положительный, значит серия подходит. Теперь если - нечетное, то:
тоже подходит!
Ну вот, теперь записываем ответ!
Ответ:
Ну вот, это был, пожалуй, наиболее трудоемкий случай. Теперь я предлагаю тебе задачи для самостоятельного решения.
Решения:
Второе уравнение:
Отбор корней, которые принадлежат промежутку
Ответ:
Или
или
Но
Рассмотрим: . Если - четное, то
- не подходит!
Если - нечетное, : - подходит!
Значит, наше уравнение имеет такие серии корней:
или
Отбор корней на промежутке:
- не подходит | - подходит | |
- подходит | - много | |
- подходит | много |
Ответ: , .
Или
Так как, то при тангенс не определен. Тут же отбрасываем эту серию корней!
Вторая часть:
В то же время по ОДЗ требуется, чтобы
Проверяем найденные в первом уравнении корни:
Если знак:
Углы первой четверти, где тангенс положительный. Не подходит!
Если знак:
Угол четвертой четверти. Там тангенс отрицательный. Подходит. Записываем ответ:
Ответ: , .
Мы вместе разобрали в этой статье сложные тригонометрические примеры, но тебе стоит прорешать уравнения самому.
Тригонометрическое уравнение - это уравнение, в котором неизвестная находится строго под знаком тригонометрической функции.
Существует два способа решения тригонометрических уравнений:
Первый способ - с использованием формул.
Второй способ - через тригонометрическую окружность.
Позволяет измерять углы, находить их синусы, косинусы и прочее.
Статьи по теме: | |
Отделы водорослей К какому царству относятся сине зеленые водоросли
Среди существующих ныне организмов встречаются такие, о принадлежности... Что такое система вообще
В силу того, что системный анализ направлен на решение любых проблем... Курс выживания в дикой природе Подмосковья: как это было
В мае 2012 года в средствах массовой информации появилась информация о... |