Выбор читателей
Популярные статьи
Тема: Уравнение прямолинейного равномерного движения.
Цель урока: выяснить, какой вид движения принимают за прямолинейное равномерное; что понимают под скоростью прямолинейного равномерного движения; учимся решению задач.
Ход урока
I . Проверка домашнего задания в виде фронтального опроса
1) Что понимают под траекторией движения?
2) В зависимости от формы траектории движения могут быть…?
3) Какой графически вы представляете траекторию движения:
Центра колеса автомобиля относительно шоссе?
Точки на покрышке колеса относительно центра колеса и относительно шоссе при движении автомобиля?
4) Как можно описать движение материальной точки?
5) Запишите уравнения движения материальной точки в координатной форме.
6) Что представляет собой система отсчета?
7) Что называется вектором перемещения?
8) Чему равен модуль перемещения:
Если направление оси координат совпадает с направлением вектора?
Если вектор направлен под углом α к направлению оси координат?
II . Изучение нового материала методом эвристической беседы:
1) Опишите подробно движение автомобиля по шоссе. Всегда ли он движется равномерно?
3) Что называется прямолинейным равномерным движением?
4) Что называется скоростью прямолинейного равномерного движения?
5) Какой вид имеет формула скорости прямолинейного равномерного движения? (ʋ=s/t)
6) Чему равен модуль скорости? (ʋ=Δs/ Δt)
Уравнение движения материальной точки для прямолинейного равномерного движения в векторной форме записываются, таким образом: r=r 0 +ʋt
В координатной форме, только без знака – вектор. x =x о +ʋ x t; y= y о +ʋ y t; z=z о +ʋ z t
На графике равномерное прямолинейное движение изображается в виде - площади прямоугольника которая равна: s = ʋ x t из этого уравнения следует: x - x о = ʋ x t . Значит изменение координаты тела численно равно площади прямоугольника.
III . Решение задач, для закрепления, полученных знаний
1. Точка движется равномерно и прямолинейно в положительном направлении оси Ох. В начальный момент времени точка имела координату x о = -10м. Найти координату точки через 5с от начала отсчета времени, если модуль её скорости равен ʋ=2м/с. Чему равен путь, пройденный точкой за это время?
IV
. Подвести итоги урока
V . Рефлексия
VI . Домашнее задание: § 4, выучить формулы и обозначения величин.
Актуализация знаний Стратегия «Дерево знаний»
Беседа учителя с учащимися, в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих
Скорость равномерного движения
С по-ня-ти-ем ско-ро-сти мы стал-ки-ва-ем-ся до-ста-точ-но часто. Из курса ма-те-ма-ти-ки вы пре-крас-но зна-ко-мы с этим по-ня-ти-ем, и вам легко рас-счи-тать ско-рость пе-ше-хо-да, ко-то-рый про-шел 5 ки-ло-мет-ров за 1,5 часа. Для этого до-ста-точ-но раз-де-лить путь, прой-ден-ный пе-ше-хо-дом, на время, за-тра-чен-ное на про-хож-де-ние этого пути. Ко-неч-но, при этом пред-по-ла-га-ет-ся, что пе-ше-ход дви-гал-ся рав-но-мер-но.
Ско-ро-стью рав-но-мер-но-го дви-же-ния на-зы-ва-ет-ся фи-зи-че-ской ве-ли-чи-ной, чис-лен-но рав-ной от-но-ше-нию пути, прой-ден-но-го телом, ко вре-ме-ни, за-тра-чен-но-му на про-хож-де-ние этого пути.
Ско-рость обо-зна-ча-ет-ся бук-вой . Таким об-ра-зом, фор-му-ла для вы-чис-ле-ния ско-ро-сти имеет вид:
В Меж-ду-на-род-ной си-сте-ме еди-ниц путь, как и любая длина, из-ме-ря-ет-ся в мет-рах, а время - в се-кун-дах. Сле-до-ва-тель-но, ско-рость из-ме-ря-ет-ся в мет-рах в се-кун-ду .
В фи-зи-ке также очень часто при-ме-ня-ют вне-си-стем-ные еди-ни-цы из-ме-ре-ния ско-ро-сти. На-при-мер, ав-то-мо-биль дви-жет-ся со ско-ро-стью 72 ки-ло-мет-ра в час (км/ч), ско-рость света в ва-ку-у-ме 300 000 ки-ло-мет-ров в се-кун-ду (км/с), ско-рость пе-ше-хо-да со-став-ля-ет 80 мет-ров в ми-ну-ту (м/мин), а вот ско-рость улит-ки всего лишь 0,006 сан-ти-мет-ра в се-кун-ду (см/с).
На интерактивной доске демонстрируется видеоролик «Пример равномерного движения тела»
Слайд 2
На интерактивной доске демонстрируется видеоролик «Пример неравномерного движения тела»
слайд 3
Рассмотрим пример 1 километр
Конспект урока
Тема:
Интегрированный урок физика + математика «График движения. График скорости».
Решение многих задач по физике требует от учащихся глубоких математических знаний. Линейная функция занимает в курсе алгебры 7 класса одно из центральных мест. На этом уроке рассмотрены такие физические задачи, в которых решение основано на применении знаний, связанных с линейной функцией.
Цели урока:
Обобщить знания по теме «Линейная функция» и «Равномерное прямолинейное движение».
Задачи:
Образовательные:
Обобщить знания по теме «Линейная функция» и «Равномерное прямолинейное» движение».
Формирование умения решать прикладные задачи:
Учить производить переход от реальной ситуации к построению математической модели;
Учить осуществлять поиск подходящего метода решения математической задачи;
Учить выявлять соответствиеполученных результатов к исходной ситуации.
Развивающие:
Построение целостной системы знаний через межпредметные связи математики и физики.
Развитие познавательного интереса учащихся.
Воспитательные:
Формирование интереса к математике и физике через установление причинно-следственных связей между науками.
Тип урока:
Комбинированный.
Оборудование :
Презентация.
План урока:
Организационный момент.
Создание проблемной ситуации.
Актуализация знаний, умений.
Изучение нового материала.
Первичное закрепление знаний.
Контроль и самопроверка.
Подведение итогов урока.
Информация о домашнем задании.
Ход урока.
Организационный момент.
Тема урока, цели и задачи (слайд 1,2).
Создание проблемной ситуации.
Решение задачи:
(слайд 3)
Актуализация опорных знаний:
Для решения данной задачи вспомним теорию (слайд 4):
Вопросы слайда:
Дайте определение линейной функции.
функция вида y=kx+b, где k и b -это числа
Какая величина является функцией? Аргументом?
y - зависимая переменная - функция
x – независимая переменная – аргумент
Самостоятельное решение задачи (слайд 5).
Какие из функций являются линейными:
Проверьте: вторая, четвёртая, пятая, шестая
Вспомним свойства линейной функции (слайд 6-8);
Что представляет собой график линейной функции?
прямая линия
Как построить прямую?
по двум точкам
Какой вид примет функция, если k или b равны 0?
y=b y=kx
Как в этом случае проходит график?
если k = 0 - параллельно оси ординат Ох, если b=0 – через начало координат
Практическая работа (слайд 8-11) .
Построить график функции у= х-3
Построить график функции у= 2х
Построить график функции у= 5
Самостоятельное решение задач по графикам (слайд 12).
Проверка решения задач (слайд 12).
Вернемся к нашей задаче про туриста, но прежде вспомним физику (слайд 13):
Что такое механическое движение?
Изменение положение тела в пространстве относительно других тел с течением времени.
Чем определяется положения тела?
координатами
Как обозначаются в физике, в каких единицах измеряются в системе СИ пройденное расстояние, время и скорость?
S – пройденное расстояние, [м] ʋ -скорость [м/с] t – время[с]
Проведем аналогию (слайд 14):
у = х-3 у = 2х у=5
S = t-3 S =2t S =5
Какие величины являются функциями, какие - аргументом?
у и S - функции, x и t - аргументы
Чему равна скорость?
Задача (слайд15):
Турист проехал на автобусе 15 километров от пункта А до пункта В, а затем продолжил движение от пункта В в том же направлении, но уже пешком со скоростью 4 км/час. На каком расстоянии (у) от пункта А будет турист через х часов ходьбы?
Составьте выражение для решения данной задачи, обозначив пройденное расстояние через у , а время через х
Вычислить значение у, если х = 2;3. Значение х, если у = 35
Построим график движения туриста (слайд16).
S ,км
t ,ч
Построение графика скорости .
Для описания движения используют на только график движения, но и график скорости. Построим график скорости движения туриста в координатах (ʋ; t ) (слайд17):
t ,ч
Практическая работа. Построить графики движения тел, описать движение (слайд 18-20):
S = t -3 скорость равна 3, движение равномерное
S = 2t скорость равна 2, движение равномерное
S = 5 тело находится в покое, скорость равна 0
Решение задач на закрепление нового материала (слайды 21-23).
Контроль и самопроверка.
Физика. Решим задачу (слайд 24):
Уравнение зависимости координаты х движущегося по прямолинейному участку шоссе автомобиля имеет вид: x=200-20t.
Изобразите рисунок, поясняющий движение этого тела.
Каков вид движения автомобиля?
Найдите начальную координату автомобиля.
Постройте график зависимости скорости автомобиля от времени и запишите его уравнение.
Постройте график зависимости координаты от времени.
В какой момент времени координата будет равна 0?
Решение задачи (слайд 25)
Математика. Даны функции(слайд 27):
y=0,8x+2 y=15-1,5x y=-3/2x+6
y=4/5x-19 y=1,5x-15 y=0,8x
Назовите те из них, графики которых параллельны, пересекаются.
Назовите для каждой функции точку пересечения графика с осью Y.
Решение задачи (слайд 28) .
Домашнее задание.
УРОК № 2 9 класс
Тема: Равномерное прямолинейное движение.
Тип урока: Изучение нового материала
Цели урока:
Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равномерного движения. Сформулировать понятие скорости как одной из характеристик равномерного движения тела.
Научить учащихся вычислять перемещение при равномерном прямолинейном движении.
ПЛАН УРОКА
Этапы урока
Действие
1. Орг.момент
Готовность класса к уроку
2.Повторение предыдущего материала
Повторение предыдущего материала
3.Изучение нового материала
Изучение нового материала
4.Закрепление материала
Закрепление материала
5.Домашнее задание
Домашнее задание
Ход урока
Орг.момент
(Приветствие учеников)
2. Повторение предыдущего материала и проверка домашнего задания
В начале урока проверяется у учащихся знания: написание проверочной работы по теории изученного материала:
I вариант
Что называется материальной точкой ?
поезд движется из Барнаула в Бийск;
осуществляется посадка пассажиров.
Какую систему координат
самолет совершает перелет;
человек движется в лифте;
футболист на поле.
Что такое траектория, путь, перемещение ?
В каких случаях проекция перемещения на ось положительная, в каких отрицательна?
Какое движение называют равномерным ?
II вариант
Что такое система отчета ?
В каких случаях человека автомобиль можно считать материальной точкой ? Объясните, почему.
производится ремонт двигателя;
автомобиль совершает переезд.
Какую систему координат вы выберите при решении следующих задач:
движение трамвая;
подводная лодка в океане;
автомобильные гонки.
В чем отличие пути от перемещения ?
Дайте определение скорости равномерного прямолинейного движения .
В каких случаях проекция скорости равномерного движения на ось положительна, в каких отрицательна?
Изучение нового материала
Равномерным прямолинейным движением называют такое происходящее по прямолинейной траектории движение, при котором тело (материальная точка) за любые равные промежутки времени совершает одинаковые перемещения.
Перемещение тела в прямолинейном движении обычно обозначают s . Если тело движется по прямой только в одном направлении, модуль его перемещения равен пройденному пути, т.е. |s|=s . Для того, чтобы найти перемещение тела s за промежуток времени t , необходимо знать его перемещение за единичное время. С этой целью вводят понятие скорости v данного движения.
Скоростью равномерного прямолинейного движения называют постоянную векторную величину, равную отношению перемещения тела к промежутку времени, в течение которого было совершено это перемещение:
v=s/t. (1)
Направление скорости в прямолинейном движении совпадает с направлением перемещения.
Поскольку в равномерном прямолинейном движении за любые равные промежутки времени тело совершает равные перемещения, скорость такого движения является величиной постоянной (v=const ). По модулю
v=s/t. (2)
Из формулы (2) устанавливают единицу скорости.
Единицей скорости в СИ является 1 м/с (метр в секунду); 1 м/с есть скорость такого равномерного прямолинейного движения, при котором материальная точка за 1 с совершает перемещение 1 м.
Скорость – векторная величина – имеет направление. Направление скорости совпадает с направлением движения. Скорость может быть постоянной, а может быть переменной
Единицы измерения скорости
В СИ : [ v ] =
Кратные: 1 км/ч = 3,6 м/с; 1 км/с = 1000 м/с
Дольные: 1 см/с = 0,1 м/с; 1 дм/с = 0,1 м/с
Пусть ось Ох системы координат, связанной с телом отсчета, совпадает с прямой, вдоль которой движется тело, а x 0 является координатой начальной точки движения тела. Вдоль оси Ох направлены и перемещение s , и скорость v движущегося тела. Из формулы (1.1) следует, что s=vt . Согласно этой формуле, векторы s и v*t равны, поэтому равны и их проекции на ось Ох :
S
V
s x =v x ·t. (3)
Теперь можно установить кинематический закон равномерного прямолинейного движения, т. е. найти выражение для координаты движущегося тела в любой момент времени. Поскольку х=x 0 +s x , с учетом (3) имеем
х=x 0 + v x ·t. (4)
По формуле (4), зная координату x 0 начальной точки движения тела и скорость тела v (ее проекцию v x на ось Ох ), в любой момент времени можно определить положение движущегося тела. Правая часть формулы (4) является алгебраической суммой, так как и х 0 , и v x могут быть и положительными, и отрицательными.
Графическое представление проекции скорости:
V x , м/с
t , c
0
S x =V x *t
V x , м/с
t , c
0
S x =V x *t
V x >0
V x <0
S x >0
S x <0
x, м
Графическое представление уравнения движения:х=x 0 + v x ·t
x 0
t, c
х=x 0 - v x ·t
Закрепление материала.
Vx, км/ч
0
-70
t ,с
Построить графики зависимости проекции векторов скорости от времени для двух автомобилей, движущиеся прямолинейно и равномерно, ели один движется со скоростью 50 км/ч, а другой движется в противоположную сторону со скоростью 70 км/ч.
Вопросы по закреплению материала:
Какое движение называется равномерным?
Как найти проекцию вектора перемещения тела, если известна проекция скорости движения?
Какой знак может иметь проекция вектора скорости, и от чего этот знак зависит?
5. Домашнее задание.
План-конспект урока физики в 7 классе «График равномерного прямолинейного движения»
Автор: Гановичева Мария Анатольевна, Коммунальное государственное учреждение «Средняя школа №13» акимата города Усть-Каменогорска, учитель физики.Цель урока:
знакомство с уравнением и графическим способом описания прямолинейного равномерного движения.
Задачи:
Обучающие:
Научить читать и строить графики прямолинейного равномерного движения для различных тел (движущихся с отрицательной и положительной скоростью, с начальной координатой и без таковой);
Развивающие:
Развивать понимание смысла физических величин;
Развивать функциональную грамотность, а именно: умение сравнивать, анализировать, пользоваться формулами, записывать данные в табличной и графической форме, выполнять расчеты;
Воспитательные:
Воспитывать познавательный интерес к предмету, внимательность и наблюдательность,укреплять межпредметные связи,
Воспитывать культуру оформления записей в тетрадях;
Воспитывать умение работать самостоятельно и в коллективе.
Тип урока:
урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Межпредметная связь:
математика, география, технология, черчение.
Приборы и материалы:
раздаточный материал: координатные системы, карточки с заданиями (см. Приложения 1,2)
; презентация «График равномерного прямолинейного движения», иллюстрации, плакаты по теме урока.
Ход урока:
1. Организационный момент.Прочитаем тему урока, подумаем, что
сегодня на уроке нам предстоит делать? Как?
Ответы учащихся: знакомиться с графиками, сравнивать движение, строить графики.
С графическим способом представления информации вы уже встречались: прогнозы погоды, график успеваемости по классу (по нему легко увидеть предметы, по которым много хороших оценок), кардиограмма, сравнительные биржевые сводки.
2. Актуализация изученного материала.
Отвечаем на вопросы:
1. Что изучает наука физика?
Физика - это наука о природе, изучающая наиболее общие формы движения материи и их взаимные превращения
2. Что называют механическим движением?
Механическим движением тела называется изменение его положения в пространстве относительно других тел с течением времени.
3. Что называется траекторией?
Линия, описываемая в пространстве этой точкой при ее движении.
4. Что такое скорость? Скорость - это постоянная величина, равная отношению перемещения тела ко времени, за которое произошло перемещение
5. Расчетная формула
6. Назвать по рисунку виды движения
А) по траектории: прямолинейное или криволинейное Б) по скорости: равномерное или неравномерное
3. Изучение нового материала.
Сегодня мы вспомним из курса географии понятие координата
.
Географические координаты
– величины, определяющие положение точки на земной поверхности с помощью широт и долгот.
Координата в физике
также числовая величина, показывающая, где находится точка в заданное время.
Обозначается – Х
, измеряется в метрах.
При расчетах и построениях важно учитывать систему отсчета.
То есть, в момент начала движения тело может находиться в точке, которую мы принимаем за начало отсчета (ее координата будет «о») или может быть смещено и иметь - Х0 начальную координату.
Пример 1
Построим график движения варана, если известно, что он движется из начала координат и его скорость 3м/с.
Пример 2
Построим график движения, если известно, что велосипедист движется со скоростью 5м/с из точки с начальной координатой 10 м.
5. Подведение итогов.
Не всегда привычная для нас словесная или текстовая форма передачи информации самая эффективная.
Что мы это сегодня узнали и чему научились?
Ответы детей: На этом уроке мы научились описывать ПРД графическим методом, строить, сравнивать и понимать графики; пользоваться формулами, записывать данные в табличной и графической форме, выполнять расчеты; правильно оформлять записи в тетрадях; работать самостоятельно и в коллективе, поняли взаимосвязь физики с другими науками.
А теперь давайте, каждый подумает и оценит свою коллективную работу.
Статьи по теме: | |
Отделы водорослей К какому царству относятся сине зеленые водоросли
Среди существующих ныне организмов встречаются такие, о принадлежности... Что такое система вообще
В силу того, что системный анализ направлен на решение любых проблем... Курс выживания в дикой природе Подмосковья: как это было
В мае 2012 года в средствах массовой информации появилась информация о... |