Выбор читателей
Популярные статьи
Ц арствование Генриха Восьмого, второго короля из династии Тюдоров, было одним из самых длительных и хорошо задокументированных в истории Англии. Всем известны события его личной жизни, которых хватило бы с лихвой на троих мужчин, а не на одного: шесть жен, двух из которых он казнил, с одной развелся, а другую бросил, объявив брак недействительным. Краткая биография некоторых его жен могла бы уложиться в одну строчку:
Divorced, Beheaded, Died; Развелся, казнил, умерла
Divorced, Beheaded, Survived. Развелся, казнил, пережила. .
Далее, путаница с детьми, кто незаконнорожденный, кто нет. Дабы обрести свободу личной жизни, порвал с папой, не одобрявшим разводы, и стал сам себе злобный Буратино глава церкви, попутно казнив всех, кто не успел приспособиться.
Несмотря на то, что сериал "Тюдоры" и также фильм "Еще одна из рода Болейн" рисуют нам короля Генриха мускулистым красавцем-брюнетом, на самом деле он, разумеется, таковым не был. Или был?
В возрасте шестнадцати лет о нем писали: "Талантливый наездник и рыцарь, он популярен среди своих приближенных за простоту обращения". Когда Генриху Восьмому исполнилось пятьдесят, о нем говорили: "Постарел раньше своего возраста...он часто вспыльчив, легко впадает в гнев и все больше поддаается черной депрессии по прошествии лет".
Интересно проследить изменения во внешности короля, которые отражали не только естественное течение времени, но и события, происходившие с ним.
Итак, 28 июня 1491 года у короля Генриха Седьмого и его жены Элизабет Йорк родился второй сын, которого назвали в честь отца.
Думается, это был ангелочек с золотистыми кудряшками и светлыми глазами. Правда, ребенок был крайней избалован, у него был даже собственный мальчик для битья, которого наказывали за хулиганства маленького принца.
Принц Генри вырос прекрасно образованным и начитанным человеком, отлично владеющим французским и латынью и испанским, хорошо знающим математику, геральдику, астрономию и музыку, заинтересованным в науке и медицине. Он был истинным человеком эпохи Ренессанса - любил искусство, поэзию, живопись, и в то же время, был искренне набожен.
Что немаловажно, академические знания не помешали тому, чтобы он стал высоким, красивым, хорошо сложенным атлетом и страстным охотником; кстати, любил...теннис. Однако, недостаток дисциплины в воспитании, необузданность характера, нежелание изучать то, что не интересно, черты, простительные для второго сына короля, позже принесли ему и Англии много проблем во время его царствования.
Венецианский посланник писал о юном принце, что он был самым красивым из уведенных им монархов, выше среднего роста, с ногами стройными и прекрасной формы, с очень светлой кожей, с яркими, рыжевато-каштановыми волосами, коротко подстриженными по французской моде; округлое лицо было так прекрасно, что подошло бы женщине; шея у него была длинная и крепкая.
То, что принц был хорошо сложен, подтверждают и размеры его юношеских доспехов: 32 дюйма в талии и 39 дюймов в груди (81 см и 99 см). Рост его был и оставался 6 футов 1 дюйм, что равно где-то 183 см, если не ошибаюсь, при весе 95 кг. У него также было крепкое здоровье: в молодости он лишь легко переболел оспой, да периодически страдал, тоже в легкой форме, малярией, которая была распространена в Европе в то время (было много болот, осушенных ныне).
Портрет 18-летнего Генри (где он, по моему мнению, почему-то ужасно похож на своего двоюродного дедушку, Ричарда Третьего).
А это молодой принц Хэл глазами современного художника.
Доспехи молодого Генриха (слева) и доспехи Генриха в возрасте за 40 (справа)
Генрих в 1521 году (30 лет)
Портрет Генри в возрасте 34-36 лет Возраст 36-38 лет
В глазах подданных юный король, взошедший на престол после своего скряги отца, отправившего на плаху или в ссылку последнюю свою уцелевшую после битвы при Босуорте родню, не созывавшего парламент целых десять лет, был олицетворением нового прекрасного героя. "Если бы лев знал свою силу, вряд ли кому-то удалось бы справиться с ним", писал о нем Томас Мор.
Царствование его протекало более или менее гладко вплоть до достижения королем возраста 44 лет.
Генрих в возрасте 40 лет: расцвет сил
К этому времени король уже развелся с Екатериной Арагонской и женился на умнице Анне Болейн, но бурные события не особенно отразились на его здоровье: вплоть до 1536 года у него не было с ним проблем, кроме постепенной прибавки в весе. Судя по составленному им лично и весьма подробному ордонансу касательно королевского стола, у короля был, что называется, зверский аппетит касательно мяса, выпечки и вина. Отсюда полнота, которая уже присутствует на портрете в возрасте 40 лет, которой нет на портрете 30-летнего Генри (см. выше). Да, король был бабником и обжорой, но он пока еще не стал Синей Бородой и тираном.
Что же случилось в январе 1536 года на турнире в Гринвиче? Уже довольно тучный Генрих не удержался в седле и рухнул в доспехах с лошади, которая тоже носила на себе латы. Лошадь затем упала на него сверху. Король был без сознания два часа., ноги его оказались раздавленными и, скорее всего, пострадали от нескольких переломов. За его здоровье вполне обоснованно опасались столь сильно, что у королевы Анны случился выкидыш: к несчастью, это был мальчик. Как будто этого было недостаточно, вскоре скончался незаконнорожденный сын короля, юный герцог Ричмонд, а Анну вскоре обвинили в супружеской измене.
Переломы и другие раны сначала зажили, но вскоре короля начали мучить не только головные боли, но и хронические, обширные, мокрые, гнойниковые язвы на ногах. От боли он не мог говорить и молчал по десять дней кряду, подавляя рвущийся крик. Врачи безуспешно пытались исцелить эти язвы, протыкая их раскаленным железом, либо иссекали их, не давая затянуться, дабы "помочь инфекции выйти наружу вместе с гноем". Также, скорее всего, король давно к этому моменту страдал диабетом (отсюда неисцелимость язв). Стоит ли удивляться тому, что физические страдания, помноженные на последствия травмы головы, совершенно изменили характер монарха?
Сейчас исследователи утверждают, что в результате травмы на турнире в 1536м году у Генриха Восьмого были повреждены лобные доли мозга, отвечающие за самоконтроль, восприятие сигналов от внешней среды, социальное и сексуальное поведение. В 1524м году, когда ему было 33 года, он также пострадал от более легкой травмы, когда забыл опустить забрало, и кончик копья противника сильно ударил его над правым глазом. Это принесло ему повторяющиеся тяжелые мигрени. Но в те времена не умели лечить травмы мозга, равно как и диабет.
Окружающие знали о состоянии здоровья короля, но всех, кто осмеливался открыть рот, обвиняли в государственной измене и отправляли на эшафот. Генрих мог отдать приказ утром, отменить его к обеду, а затем прийти в ярость, узнав, что он уже выполнен.
С этого момента начался новый, темный этап царствования.
Самым страстным желанием короля к этому моменту стало получение наследника для продолжения династии Тюдоров. Помноженное на произошедшие с ним серьезные психологические изменения после 1536 года, желание это вылилось в серию импульсивных и жестоких поступков, которыми Генрих знаменит и поныне. Более чем вероятно, что король страдал к тому времени и недостатком потенции. Даже фактическое исполнение его мечты с рождением сына от Джейн Сеймур, Эдуарда, уже ничего не могло изменить.
Генриху около 49 лет
Генрих VIII и гильдии цирюльников и хирургов (король весьма интересовался медициной, и эти гильдии были созданы под его патронажем). Королю 49 лет на полотне.
Деталь портрета 1545 года, где изображены Генрих, Эдуард и - посмертно - Джейн Сеймур.
А это весь портрет целиком, слева и справа - две дочери короля.
Несмотря на болезненное состояние, дух его был сильнее тела, и Генрих прожил еще одиннадцать лет. Игнорируя запреты врачей, он много путешествовал, продолжая активную внешнюю политику, охотился и... значительно больше ел. Создатели документального фильма с телеканала History Channel воссоздали режим его питания, основываясь на сохранившихся источниках: король поглощал до 13 блюд ежедневно, состоявших, главным образом, из баранины, цыплят, говядины, оленины, крольчатины и разнообразной пернатой птицы, как фазан и лебедь, он мог выпить 10 пинт (1 пинта =0,57л) эля в день, равно как и вина. Хотя, с другой стороны, возможно и то, что это было лишь меню короля, предлагаемое ему поварами, а отнюдь не то, что он фактически съедал. Но...
При невозможности прежней подвижности, он быстро набирал вес и к пятидесяти годам весил...177 килограммов! Судя опять же по доспехам, талия его с 81 см. в обхвате в возрасте 20 лет выросла до 132 см. в возрасте около 50 лет. К концу жизни он уже едва мог самостоятельно ходить. Состояние язв на его ногах лишь ухудшилось, они источали такой сильный запах, что он сообщал о приближении короля задолго до его появления в комнате. Кэтрин Парр, на которой он женился в 1543 году, была для него больше сиделкой, чем женой, лишь она могла успокоить припадки ярости монарха. Умер он в 1547 году, измученный приступами лихорадки и очередным прижиганием язв.
Фактически, судя по доспехам конца его царствования, ширина туловища короля была почти равна его росту!
Все разнообразие существующих портретов Генриха Восьмого выложено на этом замечательном ресурсе:
А вот тут на английском можно посмотреть документальный фильм "Внутри тела Генриха Восьмого"
Известно, что всякий средневековый шлем является средством защиты головы не только рядового воина, но и воинствующего короля от повреждений, наносимых, преимущественно, холодным оружием. В этой статье можно увидеть пять Великих монархов Европы, которые вели ожесточенные, кровопролитные, средневековые войны.Рыцарский шлем закрытый маской (1515), работа приписывается немецкому оружейнику Kolman Helmschmid (German, Augsburg 1471–1532):
1. Карл V Габсбург (24 февраля 1500, Гент, Фландрия - 21 сентября 1558, Юсте, Эстремадура) - король Испании (Кастилии и Арагона) под именем Карлос I (исп. Carlos I) с 23 января 1516 года, король Германии (римский король) с 28 июня 1519 (коронован в Аахене 23 октября 1520 года) по 1556 годы, император Священной Римской империи с 1519 года (коронован 24 февраля 1530 года в Болонье папой римским Климентом VII). Крупнейший государственный деятель Европы первой половины XVI века, внёсший наибольший вклад в историю среди правителей того времени. Карл V - последний император, официально коронованный римским папой, он же - последний император, отпраздновавший в Риме триумф.
Императору Священной Римской империи Карла V Габсбургу принадлежат следующие рыцарские шлема:
2. Максимилиан II (нем. Maximilian II, 31 июля 1527, Вена - 12 октября 1576, Регенсбург) - император Священной Римской империи и эрцгерцог Австрии с 25 июля 1564 года до своей смерти, король Чехии (коронован 14 мая 1562 года под именем Максимилиана I), король Германии (римский король, коронован 28 ноября 1562 года), король Венгрии и Хорватии (коронован 8 сентября 1563 года). Представитель династии Габсбургов.
Шлем принадлежащий императору Священной Римской империи Максимилиану II , 1557 год. находиться в художественно-историческом музей, в Вене:
3. Людовик II или Людвик II, а также Лайош II (1 июля 1506, Буда, Венгрия - 29 августа 1526, Мохач, Венгрия) - последний король Чехии и Венгрии (с 1516 года) из династии Ягеллонов. Погиб в Мохачском сражении.
Рыцарский шлем короля Венгрии и Чехии Людовика II :
4. Ге́нрих VIII Тюдо́р (28 июня 1491, Гринвич - 28 января 1547, Лондон) - король Англии с 22 апреля 1509, сын и наследник короля Англии Генриха VII, второй английский монарх из династии Тюдоров. С согласия Римской католической церкви, английские короли именовались также «Повелителями Ирландии», однако в 1541 году, по требованию отлучённого от католической церкви Генриха VIII, ирландский парламент наделил его титулом «Король Ирландии».
Шлем известный, как Рогатый шлем, принадлежит Генриху VIII :
5. Карл I (19 ноября 1600 - 30 января 1649, Лондон) - король Англии, Шотландии и Ирландии с 27 марта 1625 года. Из династии Стюартов. Его политика абсолютизма и церковные реформы вызвали восстания в Шотландии и Ирландии и Английскую революцию. В ходе гражданских войн Карл I потерпел поражение, был предан суду парламента и казнён 30 января 1649 года в Лондоне.
Позолоченный шлем короля Англии Карла I , который мог легко использоваться в английской гражданской войне 1642-1651 года:
Кроме вышеописанного, в качестве небольшого бонуса предлагаю просто взглянуть на рыцарские боевые и турнирные средства защиты головы воина от повреждений с 7-го по 17 век, которые ютятся в Нью - Йоркском музее "Метрополитен".
Как видно из разнообразия европейских головных "уборов" конструкция шлема весьма различается по своей форме, и поверхности, может быть как открытыми, так и закрытыми, цельнокованной, литой или собранной из нескольких частей (клёпаной или паяной).
Сам шлем может быть из железа, стали, бронзы, меди или другого материала. Может дополняться защитными элементами, такими, как: науши, наносник, назатыльник, бармица, поля, козырёк, личина, забрало, полумаска.
Король Англии Генрих VIII (1497 – 1547 гг.) большинству людей известен главным образом тем, что был королем-многоженцем, ну и что он завел в Англии так называемую «англиканскую» церковь, причем не столько ради, собственно, веры, сколько ради того, чтобы иметь возможность жениться без помех. Однако куда важнее то, что он был ещё и умный государственный деятель, правление которого английские историки рассматривают как период, когда старое заменялось новым, и одновременно как эпоху заката и расцвета доспехов из цельнокованых пластин.
Рождение «гринвичского стиля»
Начать надо с того, что это Генрих VIII преобразовал английскую армию из традиционного средневекового войска, которое состояло из рыцарской конницы и некоторого количества пехотинцев и лучников, в армию «современную», спаянную дисциплиной, незнакомой феодальному воинству, и одерживающей над ним верх благодаря своему огнестрельному и очень длинным копьям, позволявшим ее пехотинцам бороться с рыцарской конницей на равных. Правда, новое оружие в Англии пока что не производилось, а привозилось с материка. Однако король сохранил и «старый добрый английский лук», всячески поощрял занятия стрельбой из него и не разрешал своим стрелкам ставить мишени ближе, чем на расстояние в 220 ярдов (ок. 200 м).
Знаменитый «рогатый шлем» Генриха VIII. Королевский Арсенал. Лидс.
Самого Генриха нельзя было назвать выдающимся полководцем, пусть даже он и участвовал в двух военных походах за пределами страны. Но зато в молодые годы он сражался на турнирах, любил заниматься борьбой и стрелял из лука, а когда состарился, пристрастился к соколиной охоте. Два раза, в 1524 и 1536 гг., участвуя в турнирах, он едва не лишился жизни – настолько турнирные забавы были опасны даже для королей.
Но он был еще и умен, и то, что Британия зависела от импорта оружия и доспехов с континента, считал недопустимым. Чтобы начать собственное производство, он пригласил в Англию мастеров из Италии, но почему-то в тот раз дело закончилось неудачей. Но король был настойчив и в 1515 г. он нашел мастеров-оружейников в Германии и во Фландрии, согласившихся переехать в Англию и работать у него в специально открытой для них мастерской в Гринвиче.
Вот так и получилось, что в Англии смешались сразу две школы: германо-фламандская, но также и итальянская, и вот так и родился знаменитый «гринвичский стиль».
Конечно, надо иметь в виду, что главным образом король старался для самого себя! Потому, что дешевые доспехи для своей пехоты он по-прежнему предпочитал заказывать за границей и, в частности, в Италии, где в конце 1512 г. он приобрел 2000 комплектов латных доспехов во Флоренции (ценой 16 шиллингов за доспех); а через год – купил еще и 5000 однотипных доспехов в Милане. Затем, в 1539 г., еще 1200 комплектов дешевых доспехов король заказал и в Колони, и еще 2700 в Антверпене. Причем современники отмечали, что тут Генрих явно решил сэкономить, так как Антверпен «славился» выработкой доспехов «низкого качества», которые использовались только лишь в пехоте. Но вот себя самого король не обидел! Только в Королевском Арсенале Лондонского Тауэра хранятся сразу четыре доспеха, принадлежавших Генриху VIII. Пятый доспех находится в Виндзорском замке, а еще двумя, которые, как считают специалисты, также принадлежат именно Генриху VIII, владеет Метрополитен-музей в Нью-Йорке.
Король очень любил пешие поединки, поэтому первый доспех (около 1515 г.) был сделан для него именно для участия в них. Все детали его подогнаны одна к другой самым тщательным образом, так что доспех напоминает не столько латы, сколько настоящее произведение искусства. Украшает их гравировка, сюжетом которой стало состоявшаяся в 1509 г. бракосочетание Генриха VIII е Екатериной Арагонской. На кирасе спереди было помещено изображение Св. Георгия, а сзади Св. Варвары. Орнаментом являлись вьющиеся растения, среди которых были и розы Тюдоров, и также гранаты Арагона. На крыльях наколенников изображались связки стрел – то есть эмблема отца Екатерины, короля Фердинанда II Арагонского. Носки сабатонов были украшены символическими изображениями крепости Кастилии и другая эмблема рода Тюдоров – решетка замковых ворот на цепях. Вдоль нижней части «юбки» доспеха шла кайма из переплетенных инициалов «Н» и «К» - то есть «Генрих» и «Екатерина». Задняя часть наголенника несла изображение женской фигуры, которая появлялась из чашечки цветка; причем фигура слева имела на своем воротнике надпись «GLVCK». Доспехи подчеркивают высокий, даже для нашего времени, рост и прекрасную физическую форму молодого монарха.
В 1510 г. Генриху VIII император Максимилиан I подарил конский доспех – как память о войне с французами, и вот он-то особенно хорошо показывает, насколько совершенна была в то время подобная броня. Сделан он был фламандским мастером Мартином ван Рояном, а состоит он из таких деталей, как наглавник, нашейник, нагрудник, двух боковых пластин фланчардов и массивного выпуклого накрупника. Для украшения пластин использовались гравировка и чеканка, а также позолота. Металлические пластины поводьев были гравированы, а все остальные крупные металлические пластины, передние и задние луки седла украшали выпуклые изображения веток и плодов граната, и вдобавок еще и ветвистые кресты ордена Золотого Руна, обладателем которого Генрих VIII стал в 1505 г. Меньше всего была украшена нашейная пластина этого доспеха, однако и на ней была сделана гравированная кайма, на которой изображались гранаты. Есть мнение, что эта часть принадлежит другому доспеху и была выполнена фламандским мастером Полом ван Врелантом. Впрочем, позднее в Гринвиче оказались оба этих мастера. Так что Генрих, видимо, подбирал себе людей, известных ему по работе над заказами императора Максимилиана I.
Кто знает, может быть в этих посеребренных и покрытых прекрасной гравировкой доспехах 1515 г. больше работы итальянских, нежели фламандских мастеров, но вполне может быть, что их части были изготовлены во Фландрии, хотя можно сказать почти наверняка, что отделывали их уже непосредственно в Англии, где Генрих VIII в 1515 г. уже имел свою оружейную мастерскую.
В 1520 г. королю потребовались еще одни доспехи для пешего турнира, который должен был состояться на известном свой роскошью «Поле золотой парчи», и вот именно эти доспехи оказались настолько совершенными, что, имея вес 42,68 кг, в них не было ни одной части тела, не закрытой цельнокованой сталью. Но эти доспехи не были закончены, и до сегодняшних дней дошли именно вот в таком, незавершенном виде.
Другой доспех Генриха VIII относится к тому же году. Называется он «стальная юбка», и ясно почему - ведь это главный его элемент. Очевидно и то, что доспех этот делали в большой спешке, из-за чего часть его деталей была позаимствована от какого-то другого доспеха, и только некоторые из них изготовлены заново.
Отличает его очень большой бацинет, изначально сделанный в Милане (поскольку на нем стоит штамп мастерской города Миссагли), но с измененным на нем забралом. Наручи взяли также от старых доспехов, причем они имели вид ряда узких и тонких пластин, закрывавших локтевые суставы изнутри, а вот снаружи их прикрывали пластины покрупнее.
Поножи имели петли и специальные пазы под шпоры, требовавшихся всаднику, но вовсе не требовавшихся для пешего бойца. Только лишь наплечники из пластин, перекрывавших друг друга (что стало отличительной чертой оружейников из Гринвича) и еще стальная юбка (тонлет) были совершенно новыми. Гравировки на них до сих пор сохраняют следы золочения. В качестве украшений для него использовались фигуры Св. Георгия, Девы Марии и младенца, по краю шли розы Тюдоров, знак ордена Подвязки был выгравирован на вороте, а на левом наголеннике имелось гравированное изображение ордена Подвязки.
С одной стороны, получается, что доспехи резко специализировались, с другой – их поистине невероятная стоимость, равная иногда стоимости города (!) средних размеров, вызвала к жизни доспешные гарнитуры, в которых доспех можно было «модернизировать» путем добавления к нему разных деталей. И таким образом одни и те же латы можно было использовать и в качестве турнирных, и боевых одновременно.
Самый известный из гарнитуров, дошедших до наших дней, это комплект, сделанный для Генриха VIII его мастерами в Гринвиче в 1540 г. Это полные латы для джостры, на что указывает очень массивный левый наплечник, который составляет одно целое с баффом – то есть дополнительным бронелистом, который крепился на кирасу так, что закрывал подбородок, шею и еще часть груди. Если его использовали в пешм турнирном поединке, то к этим латам можно было пристегнуть удлиненные набедренники. Наплечники имели симметричную форму, а вот гульфик – предмет, который король очень любил и ценил, был цельнометаллическим. Комбинированием частей доспеха можно было получить несколько доспехов: турнирной; так называемый «дротиковый доспех» или «в три четверти», у которого набедренники закрывали ноги лишь до колен, и полудоспех пехотинца с кольчужными рукавами, латными перчатками, набедренники и опять же с цельнометаллическим гульфиком, но без копейного крюка на его кирасе. Шлем не имел забрала. Отсутствовала на нем и латная обувь.
Таким образом, всего с одним таким гарнитуром Генрих VIII, получалось, имел сразу несколько доспехов. Возможно, что такое решение было продиктовано экономическими соображениями, так как доспехи были очень уж дорогими. Но, возможно, что это была и некая «игра ума», и обладать такими доспехами было просто престижно. Ведь в 1544 г. ему потребовались еще два доспеха уже для булоньской кампании. Основой для их гравировки послужили эскизы художника Ганса Гольбейна. Но почему же тогда он не использовал свой доспешный гарнитур?
Уникальной принадлежностью доспеха 1545 г. стала особая набрюшная пластина, которую Генриху VIII предложил использовать французский король Франциск I в 1520 г. Она стала особенностью гринвичской школы, но применялась только на этих королевских доспехах и больше нигде. Это деталь из трех стальных пластин, соединенных между собой и заходящих одна на другую. Она закреплялась спереди на простеганном дублете с кольчужными рукавами и с короткими кольчужными рейтузами с гульфиком. У нагрудной кирасы в центре на груди было отверстие для Т-образного штифта, который скреплял эту пластину с кирасой. Такое приспособление помогало распределить вес кирасы по телу, кроме того, многослойная броня становилась ну просто абсолютно «пулемечекопьенепроницаемой».
Что же касается парадных доспехов, то мастера-оружейники, стараясь угодить своим заказчикам, на здравый смысл в это время внимания уже не обращали, что доказывает нам знаменитый «рогатый шлем» Генриха VIII, который все тот же император Максимилиан I подарил ему в 1514 г.
От самого доспеха только этот шлем и сохранился. У него откидывающееся вверх забрало, имеющее форму человеческого лица, очки без стекол (и понятно почему, зачем они нужны на доспехах?!) и зачем-то… прикрепленные к нему витые бараньи рога! Сделал его мастер Конрадом Зойзенхофером из Инсбрука в 1512 г., и вне всякого сомнения он представляет собой выдающееся произведение доспешного искусства начала ХVI в. Вот только сражаться в нем было, скорее всего, совсем неудобно.
Понимали ли это оружейники? Не могли не понимать! Но, видимо, это был оригинальный сувенир и не более, чисто «королевский подарок» короля – королю, поэтому-то они его таким и сделали!
Ну а доспехи от этого шлема так и не найдены, и есть подозрение, что то, что от них осталось, продали на металлолом еще в 1649 г., в годы Гражданской войны в Англии. Шлем этой участи избежал лишь потому, что его хранили от них отдельно (у них, возможно, могли быть и другие шлемы). Уже в ХVII в. этот шлем был показан в Тауэре как деталь «доспехов Уилла Сомерса», который был у Генриха VIII придворным шутом. Кто был на самом деле его хозяином, долгое время было вообще неизвестно.
Правда, в последнее время опять у специалистов появились определенные сомнения в его подлинности. И вот вопрос: рога барана и очки были на нем с самого начала, или их добавили к нему потом? И самое главное - с чего бы это столь причудливый предмет Максимилиан I решил подарить Генриху VIII? Ответить на эти вопросы, скорее всего, так и не удастся, но… пусть это и единственная часть этих доспехов, но она поистине удивительна и потому… особенно прекрасна! С другой стороны, возможно, что такие вопросы неуместны вообще. Просто время между 1510 и 1540 гг. пришлось на пик популярности так называемых максимилиановских доспехов, а шлемы армэ у многих из них имели забрала в виде гротесковых человеческих лиц. Отсюда и желание мастеров-оружейников угодить своему венценосному заказчику по максимуму и сделать нечто совершенно оригинальное, что еще не встречалось, и, надо отметить, что в этом они своей цели добились!
Кузнецы и ювелиры Европы изготовили первые золотые доспехи в конце 15 века, на закате Средневековья.
В те времена производить доспехи из чистого золота было не практично и очень дорого. Рыцарскую броню делали из железа и покрывали золотом. Зачем? Во-первых, это указывало на богатство хозяина. Во-вторых, главный военачальник в драгоценных латах выделялся на поле боя, что воодушевляло простых рыцарей. В-третьих, золотые доспехи не ржавели, а значит, не обесценивались.
Вельможи в драгоценных доспехах появлялись на турнирах, которые тогда были модным развлечением. С тех пор золотая броня обрела название «турнирная», или «парадная».
Рассказываем о драгоценном снаряжении знаменитых королей.
Где можно увидеть:
Ценность: бесценный музейный экспонат.
Материал: сталь, золото.
Изготовлен : в 1527 году, в Англии.
Высота: 185,4 см.
Вес : 28,45 кг.
На фото: Сложный тонкий рисунок гравировки на доспехах английского короля покрывает броню снизу доверху..
История:
Король Англии Генрих VIII Тюдор, будучи молодым, любил поединки, учреждал рыцарские турниры и участвовал в них. В 1514 году он основал в Гринвиче мастерскую по изготовлению доспехов, которая в последствии стала знаменитой на весь мир.
В 15 веке короли использовали два комплекта брони — один для турниров, другой для боёв. В 16 веке мастера Генриха VIII впервые объединили золотые латы в один гарнитур. Оружейники применили принцип трансформера, когда одна часть доспеха легко заменялась другой. Стоимость изготовления королевской защиты снизилась, а броня приобрела универсальность.
Великий немецкий живописец Ганс Гольбейн Младший, работавший в середине 16 века при дворе Английского монарха, создал эскизы золотой гравировки, которая украсила королевские латы.
Эксперты назвали эту броню «наиболее изысканным боевым облачением в мире».
Интересный факт:
Золотая защита не смогла уберечь монаршую особу от травм. В 1536 году, во время рыцарского поединка, лошадь сбросила Генриха и упала на него. Король потерял сознание на два часа. После этого случая поведение монарха в корне изменилось. Биографы считают, что у Генриха VIII появились депрессивные черты характера.
Где можно увидеть: музей Метрополитен, Нью-Йорк.
Ценность: не установлена.
Материал: сталь, серебро, золото.
Изготовлен: в 1555 году в Париже.
Высота: 187,96 см.
Вес: 24,20 кг.
На фото: Королевская броня украшена чеканкой в стиле итальянского гротеска, инкрустирована серебром и золотом.
История:
Парадные латы короля Франции Генриха II были изготовлены специально для торжественных церемоний. Художник Этьен Делон нарисовал начальные эскизы, а завершили работу Жан Элдер и Баптист Пеллерин. Фигуры на броне символизируют военные победы короля и выдающиеся таланты — интеллект и красноречие.
Интересный факт:
Нострадамус предсказал смерть Генриха II:
«Молодой лев превзойдет старого,
На поле боя в одиночном поединке,
Поразив ему глаза в золотой клетке,
Что приведет старого льва к мучительной смерти».
Генрих II на турнире 1559 года, организованном в честь бракосочетания дочери, дрался с графом Монтгомери. Противник разбил копьё о панцирь монарха и повредил глаз Генриха. Через десять дней король скончался, а Нострадамус, неоднократно предупреждавший государя об опасности, прославился на весь мир.
Где можно увидеть: Оружейная Палата, Дрезден, Германия.
Ценность: ценный музейный экспонат.
Изготовлен: в 1565 году в Бельгии.
Материал: сталь, золото.
Вес: 20,7 кг.
На фото: Полный комплект драгоценной брони короля Швеции и его коня. Латы инкрустированы золотом и украшены чеканкой.
История:
В 1562 году шведский монарх Эрик XIV заказал небывалый по роскоши доспех, чтобы предстать перед королевой Англии с предложением руки и сердца. Ювелир Либертс два года трудился над золотыми латами и привлёк французских художников к изготовлению эскизов.
Чеканные панно на рыцарском панцире иллюстрируют Троянскую войну, а медальоны на конской защите — подвиги Геракла.
Драгоценная броня, прозванная «Доспехами Геракла», ни разу не использовалась по назначению. Причина в том, что датский король захватил золотой гарнитур на пути из мастерской Антверпена в Швецию. Эрик XVI так и не получил парадные латы и не женился на Елизавете I.
Интересный факт:
Саксонский курфюрст Кристиан II заплатил за «Доспех Геракла» 8800 гульденов (больше ста килограммов серебра).
В Средние века правители Европы стремились украсить золотом доспехи и оружие, чтобы продемонстрировать высокий монарший статус в залах приёмов и на поле боя.
Доспехи, призванные защищать воина, подчеркивать его статус или запугивать неприятеля, оставались востребованными на протяжении многих столетий. А талант и фантазия их создателей, мастеров оружейного дела прошлых лет, даже сегодня, в XXI веке, продолжают удивлять и восхищать.
Первые доспехи для защиты воинов от копий и мечей представляли собой просто грубо обработанные металлические пластины. Но c усложнением используемого оружия совершенствовались и доспехи, они становились более прочными и, вместе с тем, легкими и гибкими.
В средние века облаченный в доспехи всадник с мечом или копьем в руках представлял собой страшное и зачастую непобедимое оружие, ничто не мешало ему напасть практически на любого.
Но постоянно воевать невозможно, и постепенно на смену сражениям пришли рыцарские турниры, при этом доспехи в большей степени стали отражением социального положения и благосостояния их владельцев.
Доспехи становились все дороже и вскоре стали доступны лишь для богатых людей. А самые лучшие доспехи стоили так дорого, что их могли приобрести лишь самые высокие особы королевских кровей.
Большинство людей знают Генриха VIII как короля-многоженца. У него было шесть жен: с двумя он развелся, двух казнил, две умерли сами.
Король был также большим любителем изысканного вооружения и доспехов, рыцарских турниров. И он не мог смириться с тем, что Британия в то время импортировала и оружие, и воинское снаряжение из Европы.
Первыми по его приглашению в Англию прибыли итальянские оружейники, но с ними ничего не вышло. Тогда Генрих сделал ставку на немецких и фламандских мастеров. Приехав в Англию в 1515 году и поселившись неподалеку от Лондона, в Гринвиче, они основали там оружейную мастерскую, в которой стали изготавливать доспехи для Генриха и его приближенных. И дело пошло, со временем эта мастерская обрела всемирную славу. Здесь в рамках культурных традиций Англии родился совершенно уникальный гринвичский стиль, в котором смешались оружейные традиции нескольких стран – Германии, Голландии, Италии. Гринвичские доспехи представляют собой интересную «сборную солянку».
Конечно, большая заслуга в становлении и развитии оружейного дела в Англии принадлежала Генриху VIII, но, все же, при этом он во многом старался лично для себя. Его королевские доспехи изначально разрабатывались не для военных целей, поэтому и выглядели очень благородно и совсем не устрашающе. А для своих пехотинцев он так и продолжал заказывать дешевые доспехи в Италии.
Доспех 1515 года
В 1515 году для 23-летнего Генриха изготовили турнирный доспех, предназначенный для пеших поединков, поскольку король был большим любителем таких турниров. Вначале доспехи были золочеными, но впоследствии их покрыли серебром и украсили весьма изящной гравировкой, темой декора послужила свадьба Генриха и Екатерины Арагонской. На деталях доспеха можно увидеть изображения Св. Георгия и Св. Варвары, орнамент из вьющихся растений - роз Тюдоров и гранатов Арагона. Кайма юбки украшена переплетающимися начальными буквами имен Генриха - «Н» и Екатерины - «К».
На юбке доспеха сделаны специальные вырезы для того, чтобы королю в доспехе было удобно восседать на лошади. Эти вырезы при необходимости можно было закрыть съемными деталями.
В 1520 году по заказу короля для знаменитого турнира на «Поле золотой парчи» изготовили несколько комплектов доспехов.
«Стальной скафандр» 1520 года
Этот комплект изготовили в 1520 году по заказу короля для знаменитого турнира на «Поле золотой парчи». И выделялся он не своим декором, поскольку был совершенно ничем не украшен, а совершенством конструкции и мастерством исполнения. Его конструкция такова, что не было ни одного участка тела, который бы оставался открытым и незащищенным. Настоящий «скафандр» из стали … Вес этих доспехов, изготовленных мастером Мартином Ван Райном, - 42,64 кг, а высота - 187,9 см. Но этот доспех так и остался не до конца завершенным.
Турнирный комплект «Стальная юбка» 1520 года
Второй доспех для знаменитого турнира весом 29,28 кг при высоте 1875 мм отличается тем, что отдельные его части были изготовлены индивидуально мастерами из разных стран. На шлеме изображены Святой Георгий и Богородица с ребенком. На одной из деталей возле шеи - орден подвязки, а около левого колена на поножи - имитация ленты этого ордена. Юбка украшена растительным орнаментом и розами Тюдоров.
Доспехи Генриха VIII из Метрополитен-музея, Нью-Йорк
Доспешный гарнитур 1540 года
При Генрихе VIII появились так называемые доспешные гарнитуры. Возможно, это было связано с тем, что доспехи стали очень дорогими и позволить себе иметь несколько комплектов мог далеко не каждый. А доспешные гарнитуры, представляя собой полный рыцарский доспех, отличались тем, что имели несколько дополнительных деталей - шлемов, поножей и набедренников, комбинируя которые можно было получать доспехи для разных целей. Для Генриха такой гарнитур изготовили, когда ему было 48 лет.
Потерянные доспехи и «Рогатый шлем» Генриха VIII
В те времена пользовались спросом и парадные доспехи, которые к военному делу не имели ни малейшего отношения. Поэтому при их изготовлении были совершенно иные приоритеты, воевать в таких доспехах вряд ли было возможно. Такой парадный комплект подарил Генриху в 1514 году император Максимилиан I. К сожалению, от всего комплекта сохранился лишь этот «рогатый шлем». В комплект входило несколько шлемов, но этот хранился отдельно, это его и спасло.
«Крылатые» гусары были элитной кавалерией Королевства Польского. Известность гусары обрели не только благодаря одержанным победам, но из-за своего довольно необычного внешнего вида - при движении у них за спиной развевались крылья.
Первые упоминания о крылатых польских всадниках появились лишь в середине 17 века, а о всадниках с огромными парами крыльев на спине, знакомых нам по кинофильмам, лишь в конце 17 века. Именно тогда гусары одержали целый ряд серьезных побед на поле боя.
О предназначении этих крыльев, являющихся своеобразной «визитной карточкой» гусар, до сих пор ведутся споры. Наиболее предпочтительной является версия о том, что гусарские крылья выполняют чисто декоративную функцию.
Кстати, впервые использовали в своей экипировке крылья не польские гусары, а турецкие всадники «дели».
Статьи по теме: | |
Отделы водорослей К какому царству относятся сине зеленые водоросли
Среди существующих ныне организмов встречаются такие, о принадлежности... Что такое система вообще
В силу того, что системный анализ направлен на решение любых проблем... Курс выживания в дикой природе Подмосковья: как это было
В мае 2012 года в средствах массовой информации появилась информация о... |