Выбор читателей
Популярные статьи
В данном случае удобно из второго уравнения системы выразить x через y и подставить полученное выражение вместо x в первое уравнение:
Первое уравнение — уравнение с одной переменной y. Решаем его:
5(7-3y)-2y = -16
Полученное значение y подставляем в выражение для x:
Ответ: (-2; 3).
В данной системе проще из первого уравнения выразить y через x и подставить полученное выражение вместо y во второе уравнение:
Второе уравнение — уравнение с одной переменной x. Решим его:
3x-4(-1,5-3,5x)=23
В выражение для y вместо x подставляем x=1 и находим y:
Ответ: (1; -5).
Здесь удобнее из второго уравнения выразить y через x (поскольку делить на 10 проще, чем на 4, -9 или 3):
Решаем первое уравнение:
4x-9(1,6-0,3x)= -1
4x-14,4+2,7x= -1
Подставляем x=2 и находим y:
Ответ: (2; 1).
Прежде чем применить метод подстановки, эту систему следует упростить. Обе части первого уравнения можно умножить на наименьший общий знаменатель, во втором уравнении раскрываем скобки и приводим подобные слагаемые:
Получили систему линейных уравнений с двумя переменными. Теперь применим подстановку. Удобно из второго уравнения выразить a через b:
Решаем первое уравнение системы:
3(21,5 + 2,5b) — 7b = 63
Осталось найти значение a:
Согласно правилам оформления, ответ записываем в круглых скобках через точку с запятой в алфавитном порядке.
Ответ: (14; -3).
Выражая одну переменную через другую, иногда удобнее оставлять её с некоторым коэффициентом.
Определение:
Системой уравнений называются несколько уравнений от одной или нескольких переменных, которые должны выполняться одновременно, т.е. при одинаковых значениях переменных для всех уравнений. Уравнения в системе объединяются знаком системы – фигурной скобкой.
Пример 1:
— система двух уравнений с двумя переменными x
и y
.
Решением системы являются корни . При подстановке этих значений уравнения превращаются в верные тождества:
Самым распространенным методом решения системы является метод подстановки.
Метод подстановки для решения систем уравнений заключается в том, чтобы из одного уравнения системы выразить какую-либо переменную через другие, и подставить это выражение в остальные уравнения системы вместо выраженной переменной.
Пример 2:
Решить систему уравнений:
Решение:
Дана система уравнений и ее требуется решить методом подстановки.
Выразим переменную y
из второго уравнения системы.
Замечание:
«Выразить переменную» означает преобразовать равенство так, чтобы эта переменная осталась слева от знака равенства с коэффициентом 1, а все остальные слагаемые перешли в правую часть равенства.
Второе уравнение системы:
Оставим слева только y
:
И подставим (вот оттуда то и идет название метода) в первое уравнение вместо у
выражение, которому оно равно, т.е. .
Первое уравнение:
Подставим :
Решим это банальное квадратное уравнение. Для тех, кто забыл, как это делается, есть статья Решение квадратных уравнений. .
Итак, значения переменной x
найдены.
Подставим эти значения в выражение для переменной y
. Здесь получилось два значения x
, т.е. для каждого из них следует находить значение y
.
1) Пусть
Подставляем в выражение .
2) Пусть
Подставляем в выражение .
Все можно составлять ответ:
Замечание:
Ответ в этом случае следует записывать попарно, чтоб не перепутать, какое значение переменной y соответствует какому значению переменной x.
Ответ:
Замечание:
В примере 1 как решение системы указана только одна пара, т.е. эта пара является решением системы, но не полным. Потому, как решить уравнение или систему значит указать решение и показать, что других решений нет. А тут еще одна пара.
Замечание: Знак «» значит «равносильно», т.е. следующая система или выражение равносильно предыдущей.
1 . Ф.И.О. учителя: ____Ткачук Наталья Петровна _________________________________________________________________________________________________
2. Класс: _8 Дата: .11.03________Предмет_-математика, №71 урока по расписанию:
3. Тема урока Решение систем способом подстановки 4 . Место и роль урока в изучаемой теме :. Урок закрепления знаний . Цель урока :
Образовательная: развить знания решения систем уравнений способом подстановки. Знать/понимать: если графики имеют общие точки, то система имеет решения; если у графиков нет общих точек, то система решений не имеет; алгоритм решения систем уравнений. Уметь решать системы способом подстановки Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных (типовых) условиях Развивающая: Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, синтез, сравнения, делать необходимые выводы. Содействовать развитию умений применять полученные знания в нестандартных и типовых условиях. Воспитательная: Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности
Характеристика этапов урока
Деятельностьучеников
Самоопределение.
Активизировать познавательную активность
Решить систему
словесный
Фронтальная
Приветствие учащихся. проведение. Создание ситуации готовности к уроку, успеха на предстоящем уроке.
Проверяют готовность к уроку.
2.Актуализация знаний.
Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме
Выяснить, является ли пара чисел решением системы. х=5 у=9
Какие операции можно производить с уравнениями?
(умножать обе части уравнения на одно и тоже число, делить на число не равное нулю ….)
Работа в группе
Фронтальная. Гупповая-разбор алгоритмов решения задач;
При необходимости задает наводящие вопросы.
Отвечают на поставленные вопросы.
3.Постановка учебной задачи, целей урока.
Формирование
и развитие умения
определять и формулировать
проблему, цель и тему
для изучения линий
Как решается система уравнений способом сложения, способом подстановки.
Какой способ целесообразно применить при решении. данной системы?
Работа в группе.
Индивидуальная.
Фронтальная.
Какие действия мы проделали, чтобы узнать стоимость покупки?
Какую тему мы будем изучать?
Высказываются.
4. Этап актуализации знаний по теме
Содействовать развитию умений различать и сопоставлять линии. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
№ 621
Выяснить взаимное расположение прямых
2х+0.5у= 1,2 и х- 4у=0
Можно ли определить пересекаются прямые или нет по их коэффициентам?
2. составь уравнения прямых которые параллельны между собой.
Работа с учнбником
Работа в парах с самопроверкой
Фронтальная, индивидуальная. практикум по решению задач
При необходимости задает наводящие вопросы. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
Обеспечивает мотивацию выполнения предложенных задач.
Подводит обучающихся к выводу о существованию формул.
Решают задачи, отвечают на вопросы учителя при необходимости Выполняют упражнение в тетради.
По очереди комментируют, анализируют, определяют причины и способы решения.
5.Работа по самостоятельному
применению полученных знаний. Актуализация знаний и умений в решении задач.
Формирование и развитие умений чтения чисел.Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, само регуляция
1 вар –
2 вар
Самостоятельная работа. Проверка соседа.
«мозговой штурм»,
Контролирует выполнение работы.
Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль.
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Решают задачи. Осуществляют: самооценку;взаимопроверку; выставляют предварительную оценку.
6.Оценка урока, самооценка.
Формирование и развитие умения анализировать и осмысливать свои достижения.
Умение определять уровень овладения учебным материалом.
Оценка промежуточных результатов и само регуляция для повышения мотивации учебной деятельности
Оценка на каждом этапе
1. умеешь ли ты строить графики линейных уравнений?
2.Умеешь ли ты определять, пересекаются они или нет.
3.знаешь ли ты алгоритм решения систем уравнений?
4. какие способы ты знаешь решения систем уравнений?
Работа в группе.
Групповая и индивидуальная..
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Осуществляют: самооценку и оценку товарища.
7.Итоги урока. Домашнее задание.
Умение соотносить цели и результаты собственной дея-тельности. Под-держание здоро-вого духа сопер-ничества для под-держания мотива-ции учебной дея-тельности; участие в коллективном обсуждении проблем.
п п. 4.4 №623
Работа в группе.
Фронтальная-Выделение и формулиров-ание поз-навательной цели рефлексия способов и условий действия
Анализ и синтез объектов
Побуждает к высказыванию своего мнения.
Дает комментарий к домашнему заданию; задание на поиск в тексте особенностей...
Дети участвуют в дискуссии, анализируют, проговаривают. Осмысливают и фиксируют свои достижения.
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Системой линейных уравнений с двумя неизвестными - это два или несколько линейных уравнений, для которых необходимо найти все их общие решения. Мы будем рассматривать системы из двух линейных уравнений с двумя неизвестными. Общий вид системы из двух линейных уравнений с двумя неизвестными представлен на рисунке ниже:
{ a1*x + b1*y = c1,
{ a2*x + b2*y = c2
Здесь х и у неизвестные переменные, a1,a2,b1,b2,с1,с2 - некоторые вещественные числа. Решением системы двух линейных уравнений с двумя неизвестными называют пару чисел (x,y) такую, что если подставить эти числа в уравнения системы, то каждое из уравнений системы обращается в верное равенство. Рассмотри один из способов решения системы линейных уравнений, а именно способ подстановки.
Алгоритм решения системы линейных уравнений способом подстановки:
1. Выбрать одно уравнение (лучше выбирать то, где числа меньше) и выразить из него одну переменную через другую, например, x через y. (можно и y через x).
2. Полученное выражение подставить вместо соответствующей переменной в другое уравнение. Таким образом, у нас получится линейное уравнение с одной неизвестной.
3. Решаем полученное линейное уравнение и получаем решение.
4. Подставляем полученное решение в выражение, полученное в первом пункте, получаем вторую неизвестную из решения.
5. Выполнить проверку полученного решения.
Для того, чтобы было более понятно, решим небольшой пример.
Пример 1. Решить систему уравнений:
{x+2*y =12
{2*x-3*y=-18
Решение:
1. Из первого уравнения данной системы выражаем переменную х. Имеем x= (12 -2*y);
2. Подставляем это выражение во второе уравнение, получаем 2*x-3*y=-18; 2*(12 -2*y) - 3*y = -18; 24 - 4y - 3*y = -18;
3. Решаем полученное линейное равнение: 24 - 4y - 3*y =-18; 24-7*y =-18; -7*y = -42; y=6;
4. Подставляем полученный результат в выражение, полученное в первом пункте. x= (12 -2*y); x=12-2*6 = 0; x=0;
5. Проверяем полученное решение, для этого подставляем найденные числа в исходную систему.
{x+2*y =12;
{2*x-3*y=-18;
{0+2*6 =12;
{2*0-3*6=-18;
{12 =12;
{-18=-18;
Получили верные равенства, следовательно, мы правильно нашли решение.
1. Решение системы методом подстановки.
2. Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы.
Для того чтобы решить систему уравнений методом подстановки
нужно следовать простому алгоритму:
1. Выражаем. Из любого уравнения выражаем одну переменную.
2. Подставляем. Подставляем в другое уравнение вместо выраженной переменной, полученное значение.
3. Решаем полученное уравнение с одной переменной. Находим решение системы.
Чтобы решить систему методом почленного сложения (вычитания)
нужно:
1.Выбрать переменную у которой будем делать одинаковые коэффициенты.
2.Складываем или вычитаем уравнения, в итоге получаем уравнение с одной переменной.
3. Решаем полученное линейное уравнение . Находим решение системы.
Решением системы являются точки пересечения графиков функции.
Рассмотрим подробно на примерах решение систем.
Пример №1:
2x+5y=1 (1 уравнение)
x-10y=3 (2 уравнение)
1. Выражаем
Видно что во втором уравнении имеется переменная x с коэффициентом 1,отсюда получается что легче всего выразить переменную x из второго уравнения.
x=3+10y
2.После того как выразили подставляем в первое уравнение 3+10y вместо переменной x.
2(3+10y)+5y=1
3.Решаем полученное уравнение с одной переменной.
2(3+10y)+5y=1 (раскрываем скобки)
6+20y+5y=1
25y=1-6
25y=-5 |: (25)
y=-5:25
y=-0,2
Решением системы уравнения является точки пересечений графиков, следовательно нам нужно найти x и у, потому что точка пересечения состоит их x и y.Найдем x, в первом пункте где мы выражали туда подставляем y.
x=3+10y
x=3+10*(-0,2)=1
Точки принято записывать на первом месте пишем переменную x, а на втором переменную y.
Ответ: (1; -0,2)
Пример №2:
3x-2y=1 (1 уравнение)
2x-3y=-10 (2 уравнение)
1.Выбираем переменную, допустим, выбираем x. В первом уравнении у переменной x коэффициент 3, во втором 2. Нужно сделать коэффициенты одинаковыми, для этого мы имеем право домножить уравнения или поделить на любое число. Первое уравнение домножаем на 2, а второе на 3 и получим общий коэффициент 6.
3x-2y=1 |*2
6x-4y=2
2x-3y=-10 |*3
6x-9y=-30
2.Из первого уравнения вычтем второе, чтобы избавиться от переменной x.Решаем линейное уравнение.
__6x-4y=2
5y=32 | :5
y=6,4
3.Находим x. Подставляем в любое из уравнений найденный y, допустим в первое уравнение.
3x-2y=1
3x-2*6,4=1
3x-12,8=1
3x=1+12,8
3x=13,8 |:3
x=4,6
Точкой пересечения будет x=4,6; y=6,4
Ответ: (4,6; 6,4)
Хочешь готовиться к экзаменам бесплатно? Репетитор онлайн бесплатно . Без шуток.
Статьи по теме: | |
Отделы водорослей К какому царству относятся сине зеленые водоросли
Среди существующих ныне организмов встречаются такие, о принадлежности... Что такое система вообще
В силу того, что системный анализ направлен на решение любых проблем... Курс выживания в дикой природе Подмосковья: как это было
В мае 2012 года в средствах массовой информации появилась информация о... |