Выбор читателей
Популярные статьи
Творческий человек, как правило, более успешен во всем- от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Мыскаменская школа-интернат»
_____________________________________________________________________________
«Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии».
Кондратюк Н.Г.
с. Мыс Каменный
В настоящее время, время стремительных социальных изменений, в развивающемся обществе резко возрастает личностная и социальная значимость умения творчески мыслить. Вот почему актуальна проблема развития творческих способностей учащихся. Важной задачей современной школы является создание таких условий обучения, которые обеспечивали бы в наибольшей степени психологический комфорт для учащихся и возможности их интенсивного развития в соответствии с индивидуальными потребностями и способностями. Способности – это потенциальные возможности человека к еще большему приобретению знаний и умений, это «резерв» духовного развития человека. В развитии творческих способностей учеников имеет большое значение индивидуальный подход при обучении и воспитании.
Современная психология доказала, что любая способность развивается только в процессе деятельности. Какими бы задатками не обладал ребенок от природы, его творческие способности могут развиваться только в процессе труда, так как в процессе труда необходимо напрягать внимание, преодолевать некоторые препятствия, запоминать последовательность тех или иных операций. Все это развивает волю ученика, укрепляет его внимание и память. Очень важно учителю развивать интерес у своих учеников к познанию и творчеству.
Творческий человек, как правило, более успешен во всем – от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создавать условия для развития их творческих способностей.
Американский психолог Фромм говорил, что творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта. Основными показателями творческих способностей являются беглость и гибкость мысли, оригинальность, любознательность, точность и смелостью.
Беглость мысли – количество идей, возникающих в единицу времени.
Гибкость мысли – способность быстро и без внутренних усилий переключаться с одной идеи на другую.
Оригинальность – способность к генерации идей, отличающихся от общепринятых, парадоксальных, неожиданных решений.
Любознательность – способность удивляться, любопытство и открытость ко всему новому.
Точность – способность совершенствовать или придавать законченный вид своему творческому продукту.
Смелость – способность принимать решения в ситуации неопределенности, не пугаться собственных выводов и доводить их до конца.
2. Условия, влияющие на развитие творческих способностей.
Проявлению творческих способностей учащихся мешают определенные барьеры. Их можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним барьерам относятся:
К внешним барьерам, которые мешают ученикам проявлять творческие способности, относятся:
Преодолеть эти барьеры ученикам может помочь педагог, который старается снять угрозу внешнего оценивания и критических суждений, который стремится создать в классе благоприятную психологическую атмосферу.
В исследовании Е.Торранса показано, что дети, работающие в условиях неоцениваемой деятельности и поощряемые свободно экспериментировать, в дальнейшем показывают более высокий уровень творчества, чем дети, которые работают в условиях оцениваемой деятельности. Основная цель принципа неоцениваемой деятельности – это освобождение учащихся от страха делать ошибки.
Важнейшим фактором, влияющим на творческое развитие, столь важное для учащегося на любом этапе, является творческий подход самого преподавателя , в том числе и к процессу общения и контакта с учащимися.
Педагогическое общение должно быть эмоционально комфортным и личностно развивающим. Профессионализм общения учителя состоит в том, чтобы преодолеть естественные трудности общения из-за различий в уровне подготовки, в способности помогать ученикам, обрести уверенность в общении в качестве полноправных партнеров учителя. Для педагога важно помнить, что оптимальное общение – не умение держать дисциплину, а обмен с учеником духовными ценностями . Общий язык с учащимися – это не язык команд, а язык доверия.
Устная речь является основным средством педагогического общения. Слово учителя должно воздействовать на чувства и сознание, должно стимулировать мышление и воображение, создавать потребность поисковой деятельности.
Очень важно, чтобы педагог обладал конструктивными, поддерживающими и гармонизирующими творчество детей личностными ориентациями , к которым можно отнести следующие:
Творческая деятельность является необходимым компонентом здоровой и гармоничной жизни человека. Воспитание творческой личности ребенка предполагает и развитие у него направленности на гармоничное протекание творческой деятельности, на самоорганизацию гармоничной жизни в целом. Творчество может радовать и укреплять личность, здоровье ребенка.
Можно сделать вывод, что одним из главных направлений профессионального развития и творческого роста педагога является самовоспитание конструктивных ориентаций (вышеперечисленных), повышающих эффективность его усилий по развитию творческих способностей детей. Внимательный и честный анализ своих отношений к воспитанникам и своего поведения на занятиях с ними поможет выявить позитивные и слабые стороны своей педагогики и наметить путь изменения и улучшения организации своей работы.
3. Психолого-педагогические условия, необходимые для развития творческих способностей учащихся на уроках технологии
Основным в обучении творчеству Дж. Смит считает создание следующих условий:
Роль учителя в творческом процессе учеников не ограничивается лишь созданием условий, она состоит еще и в том, чтобы активно помогать ребенку в развитии его творческих способностей. Учителю необходимо:
Творческие способности проявляются в решении творческих задач, но оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает не эпизодическое решение отдельных творческих познавательных задач, а планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:
В своей работе использую следующие методы для развития творческих способностей учащихся:
Именно использование вышеперечисленных методов обучения позволяют мне предоставить учащимся больше самостоятельности и творческого поиска.
Задача учителя – помочь учащимся актуализировать творческие способности на уроках технологии, развивать их, в этом могут помочь стратегии, разработанные Стернбергом и Любартом. На их основе можно сформулировать следующие правила для педагога, работающего над развитием творческих способностей учащихся:
Представьте, что…; - изобретите…;
Предложите гипотезу…; - придумайте…
Внутренняя потребность в творческой деятельности рассматривается психологами и педагогами как объективная закономерность развития личности. По утверждению Л.С.Выготского, творчество – норма детского развития, склонность к творчеству вообще присуща любому ребенку. Однако, принимая участие в творческой деятельности, человек может действовать, руководствуясь определенным образцом (пассивно-подражательная деятельность), может из многих предложенных вариантов решения самостоятельно выбрать один (активно-подражательная), и, наконец, он может придумать, создать качественно новое (творческая деятельность). Каждый ученик на определенном этапе способен к какому то из этих типов деятельности в большей или меньшей степени. И это должен учитывать учитель.
У каждого учителя свои принципы взаимодействия с учеником. Жизненный путь любого человека – это самопознание, самосовершенствование и реализация своего предназначения, каковы же критерии выбора форм и методов сотрудничества?
Очевидна необходимость индивидуального подхода к ребенку. Степень сложности, объем знаний, умений, навыков, предлагаемых ребенку для освоения должны способствовать расширению пространства творчества, а не ограничивать живой интерес к процессу, стремлению экспериментировать и искать. Данный процесс должен развиваться по спирали: начиная с полной свободы действий для самовыражения, через изменение количественного и качественного уровня знаний, умений, навыков, вновь к работе по воображению в творческой атмосфере, но уже с новыми возможностями для самовыражения.
Теплов Б.М. писал. Что только в той или иной практической деятельности формируются способности, что способности не могут возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности и творческие способности не исключение. Детей надо учить творить, дав им для этого необходимые знания и опыт. На уроках технологии надо создавать проблемные ситуации, в которых учащиеся учились бы использовать ранее полученные знания в новой ситуации, учились бы быстро находить решения и предлагать несколько вариантов.
Постоянное внимание и систематическая работа по развитию творческих способностей на уроках технологии обеспечивает обогащение и расширение детской души, делает её богаче и духовно - выразительнее, что в свою очередь способствует рождению настоящей личности.
4. Методики диагностики творческих способностей.
Под творческими способностями ученые понимают способность построения своего образа мира, своего мироощущения (в слове, в изображении, в музыке, в действии) и самого себя в этом мире.
Творчество (или креативность) – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Использование различных методик диагностики творческих способностей позволяет выявить общие принципы оценки креативности:
а) индекс продуктивности как отношение числа ответов к количеству заданий;
б) индекс оригинальности как сумма индексов оригинальности (т.е. обратных величин по отношению к частоте встречаемости ответа в выборке) отдельных ответов, отнесенная к общему числу ответов;
в) индекс уникальности как отношение количества уникальных (не встречающихся в выборке) ответов к общему их количеству.
Для повышения качества тестирования креативности необходимо соблюдение таких основных параметров креативной среды, как:
Следовательно, условия креативной среды создают возможности проявления креативности, при этом высокие показатели тестирования значимо выявляют креативных личностей.
В то же время низкие результаты тестирования не свидетельствуют об отсутствии креативности у испытуемого, так как творческие проявления спонтанны и неподвластны произвольной регуляции.
Таким образом, методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования. Представленная ниже методика диагностики творческих способностей была адаптирована на отечественных выборках сотрудниками лаборатории психологии способностей Института психологии РАН.
Опросник креативности Джонсона (ОК)
Диагностическая цель : фокусирует внимание на элементах, которые связаны с творческим самовыражением, это объективный, состоящий из восьми пунктов контрольный список характеристик творческого мышления и поведения, разработанный специально для идентификации проявлений креативности.
Опросник может быть использован только как метод экспресс-оценки. Для оценки креативности по ОК эксперт наблюдает за социальными взаимодействиями интересующего его лица в той или иной окружающей среде (в классе, во время выполнения какой-либо деятельности, на занятиях)
Процедура тестирования : Заполнение опросника требует 10-20 минут. Каждое утверждение опросника оценивается по пятибальной шкале.
Лист ответов
Класс………… Возраст…………….
Инструкция. Пожалуйста, оцените, используя пятибальную систему, в какой степени у каждого ученика проявляются вышеописанные характеристики.
Возможные оценочные баллы:
1 – никогда
2 – редко
3 – иногда
4 – часто
5 – постоянно
Характеристики креативности | сумма |
|||||||||||
фамилия | баллов |
|||||||||||
Текст опросника.
Контрольный список характеристик креативности:
Творческая личность способна:
Обработка результатов .
При работе с ОК можно быстро произвести подсчеты. Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная – 40 баллов).
Соотношение полученных баллов по опроснику Джонсона и уровней креативности
Мною была проведена диагностика творческих способностей в 5-9 классах Мыскаменской школы-интерната. (Приложение I). Результат диагностики показал, что с возрастом наблюдается динамика роста показателей креативности учащихся. Это свидетельствует о развитии творческих способностей учащихся.
5.Заключение.
Таким образом, для развития способностей учащихся необходимы следующие психолого-педагогические условия:
1. Создание атмосферы доброжелательности на уроках технологии. С первых дней в классе надо стараться создавать такую обстановку, в которой дети смогут научиться выражать свои мысли. Вопросы «почему?», «для чего?» должны звучать на каждом уроке. Давать такие задания на уроке, при помощи которых дети, играя в учителя и ученика научаться оценивать и обосновывать свою оценку. Если ребенок чувствует дружескую обстановку со стороны окружающих его людей, то его эмоции будут направлены только на совершаемую им деятельность. А значит, его работы будут аккуратными и более творческими. Именно такие условия я стараюсь создавать на своих уроках.
3.Оптимальное сочетание принципов и технологий. Готовясь к каждому уроку я должна выбрать наиболее благоприятное сочетание принципов и технологий, которые были бы доступны для освоения и восприятия учащимся и способствовали развитию творческих способностей.
Литература
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ПОЗНАНИЕ / КРЕАТИВНОСТЬ / СВЕРХСОЗНАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ПОТРЕБНОСТИ / CREATIVITY / KNOWLEDGE / SUPERCONSCIOUSNESS / TECHNOLOGY / NEEDSРабота посвящена разработке и апробации технологии развития творческих способностей и потребности в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность в интеллектуальной и художественной сферах. Для обоснования технологических приемов использовали известные данные и провели комплексные исследования зависимости творческой активности человека от социокультурных и психофизических факторов. Привлекая оригинальный метод изучения пространственной синхронизации биопотенциалов, выявили особенности нейрофизиологии креативных состояний мозга и стимулы, способствующие их активации. Впервые обнаружено, что в творческом акте участвуют перекрестные состояния, в которых наблюдается синхронизация активных фокусов, образующих две оси -«когнитивную» (левый лобно-височный, правый затылочный фокусы) и «сверхсознания » (правый лобно-височный, левый затылочный фокусы). При этом установлено, что эффективным способом активации данных состояний является комплекс согласованного и гармоничного действия триады дыхания, движения и звука при непосредственном контакте ученик-учитель. Применение технологии в учебном процессе позволило повысить у студентов театрального института эффективность усвоения нового материала и параллельно развить способности к эвристическому мышлению и самосовершенствованию через художественное творчество . С учетом этих результатов технология может быть рекомендована к использованию в учебных заведениях и не только художественного профиля.
Пространственная картина распределения ритмов электроэнцефалограммы у студентов-правшей во время экзамена
2014 / Трушина Д.А., Ведясова О.А., Парамонова М.А.Пространственно-временные ЭЭГ-маркеры опознания слуховых образов в норме и при психопатологии
2016 / Бельская Ксения Алексеевна, Суровицкая Юлия Владимировна, Лытаев Сергей АлександровичСостояние внутрии межполушарных связей головного мозга у детей с моторной дисфазией по данным когерентного анализа электроэнцефалографии
2013 / Анисимов Григорий Владимирович, Савельева Наталья АлександровнаПатогенетические основы артикуляционной диспраксии у детей дошкольного возраста
2015 / Калашникова Татьяна Павловна, Анисимов Григорий Владимирович, Савельева Наталья Александровна, Довганюк Мария ВасильевнаОсобенности нейроанатомии активного движения руки у пациентов с тяжелой черепно-мозговой травмой (анализ данных функциональной магнитно-резонансной томографии)
2017 / Мухина Т.С., Шарова Елена Васильевна, Болдырева Г.Н., Жаворонкова Л.А., Смирнов А.С., Куликов М.А., Александрова Е.В., Челяпина М.В., Машеров Е.Л., Пронин И.Н.Ээг-анализ возрастных особенностей влияния произвольной релаксации на когнитивную деятельность у детей 10-12 лет
2015 / Горев А. С.Специфика психофизиологического обеспечения зрительного восприятия детей 7-8 лет с разным темпом его формирования
2016 / Морозова Людмила ВладимировнаДневная динамика межполушарной асимметрии электроэнцефалограммы при эндогенных депрессиях
2011 / Мельникова Т. С., Краснов В. Н., Андрушкявичус С. И.The work is devoted to development and approbation of technology of development of creative abilities and need for self-improvement through education and creative activities in intellectual and art spheres. For justification of technological methods were used known data and were carried out complex investigation of dependence of creative activity of the person from sociocultural and psychophysical factors. Involving an original method of studying of spatial synchronization biopotentials, revealed features of neurophysiology of creative conditions of a brain and the incentives promoting their activation. For the first time it is revealed that cross conditions in which synchronization of the active focuses forming two axes "cognitive" (left fronto-temporal, right occipital focuses) and "superconsciousnesses" (right fronto-temporal, left occipital focuses). It is thus established that effective way of activation of these states is the complex of the coordinated and harmonious action of a triad breath, movement and a sound with the direct studentteacher contact. Technology application in educational process allowed to increase efficiency of assimilation of a new material at students of theatrical institute and in parallel to develop abilities to heuristic thinking and self-improvement through art creativity . Taking into account these results the technology can be recommended for use in educational institutions and not only an art profile.
УДК 316.3 + 612.82 ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ
Дащинская Т.Н., Дащинский В.Е.
Работа посвящена разработке и апробации технологии развития творческих способностей и потребности в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность в интеллектуальной и художественной сферах. Для обоснования технологических приемов использовали известные данные и провели комплексные исследования зависимости творческой активности человека от социокультурных и психофизических факторов. Привлекая оригинальный метод изучения пространственной синхронизации биопотенциалов, выявили особенности нейрофизиологии креативных состояний мозга и стимулы, способствующие их активации. Впервые обнаружено, что в творческом акте участвуют перекрестные состояния, в которых наблюдается синхронизация активных фокусов, образующих две оси -«когнитивную» (левый лобно-височный, правый затылочный фокусы) и «сверхсознания» (правый лобно-височный, левый затылочный фокусы). При этом установлено, что эффективным способом активации данных состояний является комплекс согласованного и гармоничного действия триады - дыхания, движения и звука при непосредственном контакте ученик-учитель. Применение технологии в учебном процессе позволило повысить у студентов театрального института эффективность усвоения нового материала и параллельно развить способности к эвристическому мышлению и самосовершенствованию через художественное творчество. С учетом этих результатов технология может быть рекомендована к использованию в учебных заведениях и не только художественного профиля.
Ключевые слова: творчество, познание, креативность, сверхсознание, технология, потребности.
TECHNOLOGY DEVELOPMENT CREATIVE ABILITIES
Dashchinskaya T.N., Dashchinskiy V.E.
The work is devoted to development and approbation of technology of development of creative abilities and need for self-improvement through education and creative activities in intellectual and art spheres. For justification of technological methods were used known data and were carried out complex investigation of dependence of creative activity of the person from sociocultural and psychophysical factors. Involving an original method of studying of spatial synchronization biopotentials, revealed features of neurophysiology of creative conditions of a brain and the incentives promoting their activation. For the first time it is revealed that cross conditions in which synchronization of the active focuses forming two axes -"cognitive" (left fronto-temporal, right occipital focuses) and "superconsciousnesses" (right fronto-temporal, left occipital focuses). It is thus established that effective way of activation of these states is the complex of the coordinated and harmonious action of a triad - breath, movement and a sound with the direct student- teacher contact. Technology application in educational process allowed to increase efficiency of assimilation of a new material at students of theatrical institute and in parallel to develop abilities to heuristic thinking and self-improvement through art creativity. Taking into account these results the technology can be recommended for use in educational institutions and not only an art profile.
Keywords: creativity, knowledge, creativity, superconsciousness, technology,
ВВЕДЕНИЕ
Проблема инноваций в настоящее время стала актуальной во всех сферах
В науке и технике, в искусстве и образовании, в производстве и потреблении. Ее решение лимитируется уровнем профессионализма человека и его способностью находить нестандартные оригинальные идеи и решения, позволяющие получать новое знание и открывать перспективы развития во всех сферах жизнедеятельности. Очевидно, что решению данных проблем будут способствовать исследования нейро- и психофизиологических закономерностей творческого процесса и разработки на их основе технологий (психотехник), предназначенных не только для раскрытия и полноценного развития природного таланта творческой личности, но в большей степени - для формирования устойчивой потребности к любому творчеству и в том числе к усвоению и созданию новых знаний. Данные технологии должны быть рассчитаны на применение не только под руководством педагога, но и самостоятельно самим обучающимся. Гарантией эффективности и психосоматической безвредности таких психотехник будет обоснованное использование в ней достоверных научных данных по зависимости механизма мыслительного и творческого акта от генетических, физиологических, психофизических и социокультурных факторов.
В настоящей работе с целью разработки и апробации комплексной технологии, развивающей творческие способности и потребность в самосовершенствовании через обучение и творческую деятельность, проанализировали известные данные по нейрофизиологии и психофизике творческого состояния мозга, а также характерные психосоматические особенности людей, обладающих тем или иным талантом. При этом учитывали зависимость генезиса творческой личности от социокультурных и физических биогенных факторов.
1. ОБОСНОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ
Объективной характеристикой ценности творческого интеллектуального или художественного продукта в вербальной или невербальной форме является степень его новизны, с которой напрямую связана мера полезности творческой деятельности. Эти количественные, по сути, характеристики одинаково применимы в двух качественно различных сферах творческой деятельности человека, относящихся к познанию и преобразованию мира. С ними связывают два типа мышления - вербально-логическое и невербально-интуитивное и, соответственно, две сферы творчества - интеллектуальная и художественная . На физиологическом уровне данному раздвоению творческих способностей соответствует морфофункциональная асимметрия полушарий мозга - правое полушарие у правшей считается доминантным в художественном творчестве, тогда как функции левого полушария (к примеру, речевая и аналитическая) доминируют в интеллектуально-рациональном творчестве. Конечно, такая дифференциация специализации полушарий мозга условна и на деле доминирование одного из типов мышления и соответствующей ему творческой способности, как правило, сопряжено с наличием незаурядных способностей, относящихся к специализации контралатерального полушария. К примеру, одаренные физики и математики хорошо разбираются в музыке (А. Пуанкаре,
A.Эйнштейн, Р.Фейнман, Г.Перельман). Многие выдающиеся художники преуспевали в эпистолярном жанре (А.Дюрер, Ван Гог, Э. Делакруа, А.Бенуа,
B.Васнецов, В.Верещагин) и наоборот - большинство поэтов умели достаточно выразительно рисовать (А.Пушкин, М.Лермонтов, В.Маяковский, Ф.Гарсия Лорка).
Эти примеры указывают на то, что нейро- и психофизиология творчества имеет выраженную асимметрию на уровне полушарий мозга, кроме того высокая активность доминантного полушария является мотивирующим фактором развития творческих способностей, свойственных контралатеральному полушарию. В основе этого синергетического эффекта,
очевидно, лежит механизм нейропластичности мозга, который обеспечивает действенность различных развивающих психотехник.
1.1. Концепция сверхсознания
Впервые термин «сверхсознание» был использован К.С.Станиславским в психотехнике обучения актеров сценическому мастерству . При этом умение «технически в совершенстве владеть своим сверхсознанием» расценивалось как ключевой и необходимый компонент творчества. Согласно представлениям П.В.Симонова , психофизика творчества включает в себя сознание, подсознание и сверхсознание. Сознание оперирует знанием, которое может быть передано другому, к подсознанию относятся автоматизированные навыки, усвоенные нормы и мотивационные конфликты, те проявления интуиции, которые не связаны с порождением новой информации, но предполагает лишь использование ранее накопленного опыта. Сверхсознание интерпретируется как не контролируемый осознанным волевым усилием механизм творческой интуиции, связанный с получением принципиально новой информации и оригинального продукта . Симонов подчеркивает, что творчество в его наивысшем проявлении (талантливость и гениальность) характеризуется высокой степенью развития познавательной потребности. П.М.Ершов психофизику «вдохновения» связал с активацией сверхсознания, подразумевая при этом включение механизма интуиции и достижение специфического психического состояния - озарения. Он подчеркивает, что «сверхсознанием (интуицией, вдохновением) осуществляется развитие самого сознания и совершенствуется сама диалектическая логика. Такова творческая работа мышления в познании, включающая в себя бессознательные психические процессы». В основе нейрофизиологии сверхсознания лежат процессы трансформации и рекомбинации следов (энграмм), хранящихся в памяти субъекта . В процессы рекомбинации сверхсознание вовлекает психофизику сознания и подсознания, хранящего не только бессознательные рефлексы, но и социокультурные архетипы и
мифологемы .
В работе отмечено, что онтогенез сверхсознания при наличии генетических задатков осуществляется в процессе социализации человека, параллельно с генезисом фрейдистского Сверх-Я, ответственного за нравственное сознание, самонаблюдение и идеалы. Главным отличием сверхсознания от Сверх-Я является его креативная доминанта, которая объединяет подсознательные механизмы озарения, интуиции и памяти с механизмом осознания новизны и полезности нового смысла.
Исследования нейрофизиологии креативных состояний показали , что творческий процесс в сложной последовательности сочетает в себе нейронную активность обоих полушарий мозга с обязательным участием перекрестных осей пространственных синхронизаций биопотенциалов лобных отделов правого и задних левого полушария, а также лобных отделов левого и задних правого полушария. Креативные состояния, отвечающие этим двум осям условно определили как оси сверхсознания и когнитивная .
1.2. Факторы функциональной активности мозга
Включение в психотехники факторов избирательно активирующих правое или левое полушарие существенно увеличивает их эффективность. Речь, прежде всего, идет о моторных и сенсорных асимметриях. Ведущей среди моторных асимметрий считается ручная и связанная с ней тактильная. Важны также зрительная, слуховая и обонятельная сенсорные асимметрии. Сочетание асимметрии слуховой системы и голосового аппарата позволяют включать в психотехники фонетические и музыкальные факторы. Установлено , что в зависимости от внешних физических условий в процессе ночного сна у человека может генерироваться ресурс функциональной асимметрии, который проявляется через асимметрию биомеханики опорно-двигательного аппарата и может быть активирован «включением» речевой функции мозга.
Важнейшую роль в развитии психофизической асимметрии играет доминирование рефлекторных связей правого полушария с висцеральными
органами , нейрофизиология которых составляет основу бессознательного фрейдистского Оно. Необходимо также учитывать асимметрию эмоционального фактора творчества. Многочисленными нейропсихологическими и психофизиологическими исследованиями показана преимущественная связь левого полушария головного мозга человека с положительными эмоциями, а правого - с отрицательными . Считают, что филогенетически положительные эмоции более молодые, чем отрицательные, то есть новые, молодые функции первоначально формируются в левом полушарии мозга, а позднее в той или иной мере передаются правому. Поскольку в онтогенезе воспроизводятся закономерности филогенеза, то их необходимо учитывать при разработке развивающих психотехник.
Правое полушарие участвует в мышлении и обеспечивает возможность коммуникации на доречевом уровне . Жестовая речь глухонемых находится в ведении правого полушария, так же, как и любая форма общения с помощью понятийных знаков, включая пиктографическую и иероглифическую письменность. Эти способности у правшей не нарушаются даже при поражениях левого полушария, о чем свидетельствуют рисунки художницы перенесшей серьезную травму лобно-височных отделов левого полушария . Работа правого полушария осуществляется в основном рефлекторно, а левое произвольно управляет психическими процессами. Левое полушарие берет на себя анализ и осмысление рациональных знаковых систем. Из-за преобладания тактильных рецепторов на кистях правых рук у зрячих и, тем более, у слепых людей оно обрабатывает и анализирует зрительно воспринимаемые сообщения знаков пальцевой азбуки глухонемых и синтезирует ответную речь из таких же цепочек двигательных актов, являющихся буквенными знаками. Именно левое полушарие слепоглухонемых людей осуществляет анализ тактильных ощущений о знаках жестовой азбуки или вибрационных знаках, возникающих в гортани говорящего человека, и синтезирует цепочки двигательных актов ответной речи . До того, как И. Соколянским был разработан этот способ
коммуникации со слепоглухими от рождения детьми, они практически не становились людьми, то есть их интеллект оставался на уровне животных. Метод же Соколянского дает возможность слепоглухим детям достигать высокого интеллектуального развития - они приобретали высшее образование, становились учеными и защищали кандидатские степени .
Последний пример наглядно иллюстрирует важность и необходимость включения в развивающие психотехники непосредственных сенсорных контактов ученика с учителем и социумом. Очевидно, в данном случае работает универсальный адаптационный механизм, который свойственен от рождения всем живым системам. К примеру, умение петь у молодого соловья развивается в процессе подражания зрелым соловьям, точно также попугай после длительного звукового общения с человеком может воспроизводить слова и элементы человеческой речи. Соответственно психотехника, развивающая у человека потребность к обучению и творчеству обязательно должна включать элементы психофизики чувствительные к действиям социокультурных факторов, важнейшим из которых, несомненно, является речь и востребованность социумом творческой деятельности. Развитие голосового аппарата и речи является ключевым эндогенным фактором фило- и онтогенеза мыслительной способности, а степенью осознания творцом востребованности плодов его творчества определяется мотивационная и эмоциональная составляющие творческого процесса.
Если, такие характеристики творческого потенциала, как оригинальность и гениальность детерминированы в основном генетикой, то потребность в его развитии и полноценной реализации формируется исключительно в процессе социальной адаптации, под воздействием экзогенных социально-культурных факторов: «потребности человеческого индивида не являются заложенными в него генетически. В качестве априорно заданной может рассматриваться только необходимость и возможность формирования тех или иных потребностей. Первая определяется, в конечном счете, направленностью развития
человечества как родовой общности, вторая - взаимным соответствием, «стыковкой» человека и мира, их потенциальной взаимодополнительностью»
1.3. Практическая психология в творчестве
При разработке психотехник развивающих творческие способности можно использовать известные психофизические и физиологические упражнения, применяемые в оперном пении, различных обрядах и ритуалах, дыхательных гимнастиках и практической психологии.
К ним в первую очередь можно отнести ритуальные движения, звуки и песнопения, которые использовали и используют в различных культовых обрядах. Такие движения и акустические воздействия являются одним из способов одновременной активизации подсознания и сверхсознания, что дает хороший положительный эффект на физическом и психическом уровнях. Эффект, очевидно, обусловлен восстановлением и активизацией механизмов пространственно-временной организации мозга, включающих межполушарное взаимодействие, кортико-висцеральные отношения и функции подкорковых структур . В основе механизма стимуляции звуками и песнопением кооперативных процессов в различных отделах мозга может лежать возбуждение резонансных колебаний в локальных однородных жидкостноклеточных системах мозга на частотах гармоник колебаний воздушных сред в слуховом аппарате, в лицевых и лобных пазухах, а также столба воздуха в трахее. Варьируя способ пения (гортанно-носовое или грудное) и, соответственно, частотный диапазон звучания (гласные буквы - высокие частоты, согласные букву - низкие частоты) можно произвольно менять области активизации мозга. В первом случае будут предпочтительно стимулироваться колебания структур в лобно-височных отделах мозга, а во втором - в затылочном и мозжечковом.
Таким образом, при согласовании определенного ритма движения и специального способа песнопения может достигаться коррекция и
переформатирование энергоинформационного состояния мозга, которое закрепляется на уровне подсознания и способствует процессу активизации сверхсознания.
Дыхательные гимнастики помимо позитивного соматического эффекта развивают эндогенное дыхание и укрепляют систему кровоснабжения мозга. Особое значение в психотехнике приобретают упражнения с рассматриванием графических и живописных изображений, в которых содержатся либо гармоничные орнаменты или специально подобранное сочетание красок . Психологические опыты показывают, что такие упражнения способствуют к «переводу» мозга к состоянию «безмыслия», в котором происходит переключение активности мозга с левого на правое полушарие и усиление интуитивной составляющей творчества . Поскольку за живописное творчество ответственно в основном правое полушарие, то в работе отмечается, что профессиональное и учебное рисование и особенно в состоянии «безмыслия» способствует развитию творческих способностей человека.
2. ТЕХНОЛОГИЯ «СВЕРХСОЗНАНИЯ»
Руководствуясь перечисленными выше данными и опираясь на полифункциональные методики обучения мастерству актера , мы разработали технологию формирования-активизации творческой интуиции (сверхсознания), как основу комплексной психотехники, развивающей творческие способности вместе с потребностью в духовно-интеллектуальном самосовершенствовании. Технология с условным названием «сверхсознания» прошла длительную апробацию и внедрена в учебный процесс в Институте театрального искусства им. П.М.Ершова с целью развития у студентов-актеров и у лиц, обучающихся в рамках дополнительного образования, способностей к созидательной (инновационной) деятельности.
3. 1. Ключевые практические приемы технологии «сверхсознания»
В качестве физиологических параметров, усиливающих активность областей головного мозга, участвующих в формировании осей - когнитивной и
сверхсознания, а также височных зон правого и левого полушарий были выбраны: дыхание; ритмическое движение; звук и слово. Согласованность и гармоничность действия триады - дыхания, движения и звука, переходящего в слово, затем в речь на начальном этапе обучения достигались путем установления чувственно-психологического (энергоинформационного) контакта между учеником и учителем. Это особенно актуально для талантливых подростков, творческие задатки которых предполагают наличие повышенной чувствительности к мотивировочным духовно-физическим факторам социокультурной среды.
Ключевые практические приемы психотехники включали следующие комплексы.
2.1.1. Дыхательно-динамический комплекс.
Учитель опускает свои руки свободно вдоль тела и дает команду ученику дышать по схеме: спокойный вдох через нос и длинный полный выдох через рот (выдох длиннее спокойного вдоха в 3 - 4 раза). Учитель дышит в таком же режиме. Учитель становится сзади ученика и кладет кисти своих рук на его плечи и так управляет чередующимися движениями ученика - наклонами вперед-назад, поворотами налево-направо. Наклоны и повороты совершаются на максимально возможный угол и повторяются 3 - 4 раза. Во время наклонов и поворотов ноги ученика должны оставаться неподвижными с сомкнутыми стопами.
После этого ученик в течение и 3-5 мин совершает свободные движения на месте с закрытыми-открытыми глазами, стараясь работать мягко, без напряжения, достигая состояния подобно «безмыслия». Затем учитель, правой рукой подталкивая ученика в области седьмого-восьмого грудных его позвонков, направляет его движение по кругу диаметром 3-7 м. Начиная со второго круга ученик «отрывается» от учителя и пробегает трусцой по кругу 34 раза. После завершения бега трусцой учитель задает рукам ученика импровизационные вращательно-маховые движения в такт дыхания, которые
длятся не менее 5 мин. Затем, не прекращая движений руками, ученик под контролем рук учителя, лежащих на его пояснице, начинает совершать боковые наклоны туловища вправо-влево в такт движения рук и с нарастающей амплитудой до максимально возможного угла. С увеличением амплитуды наклонов постепенно и естественным образом включаются в импровизационное движение и ноги ученика, поочередно отрываясь от пола. После четырех-пяти наклонов учитель кладет свою правую руку ладонью на затылок ученика и легким плавным движением задает движения головы в противофазе движению туловища. При движении туловища ученика влево его голова должна пойти вправо и наоборот. Ученик продолжает импровизационные движения всем телом в течение примерно 5 мин.
Для выявления нейрофизиологических эффектов технологии сверхсознания использовали компьютерную методику анализа электрической активности мозга «Синхро-ЭЭГ», разработанную Н.Е.Свидерской . Исследования показали, что комплекс дыхательно-динамических упражнений активизирует работу височных зон обоих полушарий и повышает активность затылочной области правого полушария головного мозга обучаемого.
2.1.2. Вокально-динамический комплекс
Учитель дает команду замедлить импровизационные движения, не уменьшая их амплитуды, и закрыть глаза. Затем учитель дает команду начать петь сомкнутыми губами буквы «м» и/или «н». Пение должно начинаться с минимальной громкости, без напряжения, на длинном полном выдохе через нос. При этом ритмы импровизационного движения, дыхания и пения должны совпадать. С окончанием выдоха движения всего тела ученика не прекращаются. При переходе одного импровизационного движения в другое меняется тональность пения. Изменение тональности с высокой на низкую определяется величиной амплитуды комплексных движений тела обучаемого. Пение с минимальной громкостью должно длиться не менее 2 мин. Затем по команде учителя ученик, сохраняя эти условия пения поет произвольные звуки
и их произвольные сочетания в течении 2 мин, после чего учитель дает команду постепенно увеличить до максимума громкость пения и амплитуду импровизационных движений. В процессе пения ученик может открыть-закрыть глаза, руководствуясь собственными ощущениями.
По команде учителя ученик, окончив импровизационные движения, сгибает на спокойном вдохе через нос свои руки так, чтобы их раскрытые ладони находились на уровне его груди и были обращены вверх. Затем ученик по команде учителя начинает повторять за ним произвольные бессмысленные фразы, копируя его движения. Примером, диктуемых учителем фраз являются, например, следующие: «матэро фа», «моски мива хан», «лятэ фарэсто хува» и т. п. При этом ученик должен акцентировать ударения в произносимых произвольных фразах. Постепенно учитель, а по его примеру и ученик, сводят движения до жестикуляции. Совместное произнесение учителем и учеником произвольных фраз с одновременной жестикуляцией должно длиться 2 мин, после чего учитель прекращает говорить и жестикулировать, а ученик продолжает делать это самостоятельно еще не менее 5 мин. Это необходимо для того, чтобы у ученика доминанта движения перешла в субдоминанту и была замещена доминантой речи, не имеющей смыслового содержания. В процессе самостоятельного произнесения учеником произвольных фраз одновременно с жестикуляцией наступает состояние синхронистичности дыхания, движения и речи обучаемого.
Нейрофизиологический контроль показал, что комплекс 3.1.2. активизирует моторный центр речи (центр Брока) левого полушария и повышает активность лобно-височной области правого полушария и затылочные области обоих полушарий мозга ученика, что дает ему возможность коррелировать последовательность и сочетание артикуляций звуко-речевых синтагм с движениями тела, мимикой и жестикуляцией. Принцип корреляции словесных и телесных выразительных средств активно используется в актерском и ораторском искусстве. Отметим, что лобная
область правого полушария и затылочная область левого полушария головного мозга являются фокусами оси сверхсознания.
2.1.3. Логико-смысловой комплекс
Учитель дает команду повторить за ним вслух программу-запрос, например: «Я хочу познать, что есть прямая». Ученик начинает осознавать новую информацию, сочетая когнитивную активность левого полушария с активностью правого полушария мозга, и интерпретируя ее движениями рук, и/или звуками, и/или речью. Формы интерпретации этой информации могут быть различными: рисунок, стихотворение, проза, музыкальный этюд,
пластическое движение, пение, речь, научно-техническая информация и т.п., включая их комбинации. Конкретную форму воспроизведения задает ученику учитель. Во время воспроизведения новой информации ученик может открыть или закрыть глаза, руководствуясь собственными ощущениями.
В процессе осознания и воспроизведения информации через произвольные формы у ученика активизируется лобно-височная доля левого полушария и сохраняется достигнутое в п. 3.1.2 состояние синхронистичности дыхания, движения и речи. Усиление фокуса в передних отделах левого полушария может быть свидетельством условий повышения контролирующей функции сознания. Активность височной доли левого полушария свидетельствует о включении в работу сенсорного центра речи (центр Вернике), отвечающий за понимание смысла получаемой информации. Момент постижения учеником смысла принятой информации, представляющего собой ответ на программу-запрос, является моментом наступления озарения. Активизация оси сверхсознания и когнитивной оси в данный момент является необходимым условием для достижения состояния творческого озарения. В акте озарения контролирующая функция сознания сохраняется, ослабляясь и уступая место другим слоям психики - и подсознанию, и сверхсознанию.
2.2. Результаты апробации технологии сверхсознания
Нейрофизиологический, психологический и медицинский контроль психосоматического состояния студентов, обучающихся с применением технологии сверхсознания показал не только ее безопасность для здоровья, но и позволил выявить ощутимый оздоровительный эффект применения технологии у лиц, имевших проблемы с интеллектуальным и психическим развитием. Непрерывный мониторинг успеваемости учеников и студентов и оценки специалистов уровня творческих способностей студентов в художественных сферах (живопись, литература, музыка, танец, театр) свидетельствуют о том, что студенты, освоившие технологию сверхсознания, приобрели и развили следующие способности и качества:
Ускоренно овладевают профессиональными знаниями, умениями, навыками и успешно их применяют на практике;
Без особых затруднений достигают состояния творческого озарения, благодаря чему легко усваивают новые знания, художественные и технологические способы решения учебных и творческих задач;
Увлеченно занимаются творческо-экспериментальной, научноисследовательской и инновационной деятельностью;
Усваивают навыки научного и комбинаторного мышления, художественной изобретательности и новаторства;
При создании художественного продукта гармонично сочетают реализм и условность;
Авторские работы изобилуют нестандартным решением и наполнены философским содержанием, в донесении смыслов используют различные выразительные средства, при этом посредством символа, знака, метафоры создают свой «язык» художественного самовыражения (Рис 1-4);
Потребность в творческой деятельности как в средстве самосовершенствования становится духовным стержнем личности, определяющим ее мировоззрение и социальное поведение;
Студенты, прошедшие обучение с применением технологии сверхсознания в последствие могли ее использовать самостоятельно, а также исполнять роль наставника обучающего технологии других учеников.
Рис. 1. Рисунки обучающихся разного возраста: 1 - Полет Духа (Саша, 8 лет); 2 - Ветер Судеб (Настя, 11 лет); 3 - Источник вдохновения (Светлана, 22 года); 4 - Сила разума
(Александр 41 год)
Рис. 2. Работы Александры, 2-й курс, актёрский ф-т: 1 - Единение пространства и времени; 2 - Рождение мысли; 3 - Карьерная лестница; 4 - Причуды отражения;
5 - Единство и борьба противоположностей.
Рис. 3. Работы студентов 1 курса актерский ф-т. Виталия: 1 - Комедия; 2 - Трагедия;
и Екатерины: 4 - Смерть Антигоны
Рис. 4. Работы Натальи, 3-й курс, актёрский ф-т: 1 - Ромашки; 2 - Вечность, нежность и пустота; 3 - Созидатели; 4 - Произрастание
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании полученных результатов можно заключить, что технология сверхсознания, формируя потребность в познании, повышает творческий и духовно-интеллектуальный потенциал обучающегося и ведет к сокращению времени его профессиональной подготовки без потери качества. Из этого следует, что для подготовки квалифицированных кадров, способных эвристически мыслить, генерировать продуктивные идеи и создавать оригинальный продукт, необходимо использовать педагогические приемы и технологии, которые способствуют активизации всех трех уровней психики (сознания, подсознания и сверхсознания).
Список литературы
1. Дащинская Т.Н. Сверхсознание как продукт социокультурной среды // Тезисы докладов IV Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения» - «Отечественная социология: обретение будущего через прошлое». М.: 2008; Способ школы «Валашвеш» // Патент № 2157707, от 01.06.1999.
2. Дащинская Т.Н., Дащинский В.Е., Холманский А.С. Социокультурные и психофизические основания художественного творчества // Проблемы науки и образования. №3. 2012.
3. Ершов П.М. Скрытая логика страстей, чувств и поступков. - Дубна: Феникс+, 2009.
4. Зденек М. Развитие правого полушария // http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=791
5. Леонтьев Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психол. журн., 1992, т. 13, N 2, с. 107-12.
6. Маркина Н.В. Загадки и противоречия творческого мозга // Химия и жизнь. №11, 2008. http://elementy.ru/lib/430728
7. Свидерская Н.Е., Антонов А.Г. Влияние индивидуальнопсихологических характеристик на пространственную организацию ЭЭГ при невербально-дивергентном мышлении // Физиология человека. 2008. 34(5): 1-
8. Свидерская Н.Е., Дащинская Т.Н., Таратынова Г.В. Пространственная организация ЭЭГ при активизации творческих процессов // Журн. высш. нерв. деят. 2001. Т.51(3). С. 393-404.
9. Свидерская Н.Е., Таратынова Г.В., Кожедуб Р.Г. ЭЭГ-корреляты изменения стратегии переработки информации при зрительном воображении // Журн. высш. нерв. деят. 2005. Т. 55(5). С. 626-632.
10. Сергеев Б.Ф. Ум хорошо... М.: «Молодая гвардия», 1984.
11. Симонов П.В. Лекции о работе головного мозга. Потребностно-информационная теория высшей нервной деятельности. - М.: Наука, - 2001.
12. Симонов П.В. Созидающий мозг. М., Наука, 1993.
13. Симонов П.В. О двух разновидностях неосознаваемого психического: под- и сверхсознании // Бессознательное. Многообразие видения. Новочеркасск: 1994.
14. Станиславский К.С. Работа актера над ролью. М.: 1957, 550 с.
15. Холманский А.С. Дащинская Т.Н. Ресурс функциональной асимметрии мозга // Доклады конференции «Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии и нейропластичности». - М.: 2008.
16. Neyman К. Правое и левое полушария и их функции в творчестве // http://izotika.ru/left-and-right-brain/; Интуитивное рисование. Образы чувств // http://izotika.ru/intuit-ris/
1. Dashinskaya T.N. Tesis dokladov IV Vserossiiskoii nauchnoii konpherencii “Sorokinskie chteniya”. M.: 2008; Sposob schkoli “Valashvesh”. Patent №2157707 ot 01.06.1999
2. Dashinskaya T.N. Dashinskii V.E. Kholmanskii A.S Sociokulturnie I psihophisicheskie osonaniya hudozhestvennogo tvorchestva . Problemy nauki i obrazovaniya, no. 3 (2012).
3. Erschov P.M. Skritaya logika strastei, cyuvstv i postupkov . Dubna: 2009.
4. Zdenek M. Razvitie pravogo polusharia . http://www.psyinst.ru/library.php?part=article&id=791
5. Leontiev D. A. Zhiznennii mir cheloveka i problem potrebnostei . Psihologicheskii zhurnal 13, no. 2 (1992): 107-120.
contradictions of a creative brain]. Khimiya i zhizn, no. 11 (2008).
http://elementy.ru/lib/430728
7. Sviderskaya N.E. , Antonov A.G. Vliyanie individualno-psihologicheskih harakteristik na prostranstvennuyu organizaciyu EEG-korrelayati neverbalno-divergentnom myshlenii . Phiziologiya cheloveka 34, no. 5 (2008): 1-11.
8. Sviderskaya N.E., Dashinskaya T.N., Taratynova G.V. Prostranstvennaya organizaciya EEG-korrelayati aktivizacii tvorcheskih processov . Zhurnal vysshaya nervnaya deyatelnost 51, no. 3 (2001): 393-404.
9. Sviderskaya N.E., Taratynova G.V., EEG-korrelayati izmenenuya strategii pererabotki informacii pri zritelnom voobragenii . Zhurnal vysshaya nervnaya
deyatelnost 55, no. 5 (2005): 626-632.
10. Sergeev F.B. Um horosho... . M.: Molodaya Gvardiya, 1984.
11. Simonov P.V. Lekcii o rabote golovnoga mozga . M.: Nauka, 2001.
12. Simonov P.V. Sozidayushii mozg . M., Nauka, 1993.
13. Simonov P.V. O dvuh raznovidnostyah neosoznovaemogo psihicheskogo: pod- i sverhsoznanii . Bessoznatelnoe. Mnogoorasie videniya. Novochekassk, 1994.
14. Stanislavskii K.S. Rabota aktera nad rolyu . M.: 1957. 550 p.
15. Kholmanskii A.S., Dashinskaya T.N. Resurs funkcionalnoi assimetrii mozga . Doklady ronferencii “Aktualnie voprosy funcionalnoi mezhpolusharnoi assimetrii i neiroplastichnosti”. M., 2008.
16. Neyman K. Pravoe i levoe polushariya i ih funkcii v vorchestve . http://izotika.ru/left-and-right-brain/; Intuitivnoe resovanie. Obrazy chuvstv // http://izotika.ru/intuit-ris/
Дащинская Тамара Николаевна, Ректор Института театрального искусства им. П.М.Ершова
Дащинский Виталий Евгеньевич, старший преподаватель Кафедры мастерства актера
Институт театрального искусства им. П.М.Ершова Россия, 111401, г. Москва, Новогиреевская ул., д.14-А [email protected] ru
DATA ABOUT THE AUTHORS
Dashchinskaya Tamara Nikolaevna, Rector of Institute of Theatrical Arts. P.M.Ershova
Dashchinskiy Vitaliy Evgen’evich, Senior teacher of Chair of skill of the actor
Institute of Theatrical Arts. P.M.Ershova
Russia, 111401, Moscow, St. Novogireevskaya., 14-A
Рецензент:
Таратынова Галина Васильевна, кандидат психологических наук, доцент, Заведующая лабораторией «Психология творчества» Института театрального искусства им. П.М.Ершова
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Развитие творческих способностей во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. В сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п.
«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее не бывшее». Объективная ценность признается за такими продуктами творчества, в которых вскрываются ещё неизвестные закономерности окружающей действительности, устанавливаются и объясняются связи между явлениями, считавшимися не связанными между собою. Субъективная ценность продуктов творчества имеет место тогда, когда продукт творчества нов не сам по себе, объективно, а нов для человека, его впервые создавшего. В современных исследованиях европейских ученых «творчество» определяется описательно и выступает как сочетание интеллектуальных и личностных факторов.
Итак, творчество - это деятельность, результатом которой являются новые материальные и духовные ценности; высшая форма психической активности, самостоятельности, способность создавать что-то новое, оригинальное. В результате творческой деятельности формируются и развиваются творческие способности и креативность.
П. Торренс под креативностью понимал способность к обостренному восприятию недостатков, пробелов в знаниях, дисгармонии. В структуре творческой деятельности он выделял:
· Восприятие проблемы;
· Поиск решения;
· Возникновение и формулировку гипотез;
· Проверку гипотез;
· Их модификацию;
· Нахождение результатов.
Отмечается, что в творческой деятельности важную роль играют такие факторы, как особенности темперамента, способность быстро усваивать и порождать идеи (не критически относиться к ним); что творческие решения приходят в момент релаксации, рассеивания внимания.
Суть творчества, по мнению С. Медника, - в способности преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и в использовании широкого поля ассоциаций.
Д.Б. Богоявленская основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач.
И.В. Львов считает, что творчество - не всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний и умений, эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека, повышают тонус его протекания, работы человека-творца, придают ему силы. Но пробуждают творческий акт лишь строгие, проверенные знания и умения.
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом:
Творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой - либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
Элемент творчества может присутствовать в любом виде человеческой деятельности, поэтому справедливо говорить не только о художественных творческих способностях, но и о технических творческих способностях, о математических творческих способностях, и т.д. Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы.
Дж. Гилфорд связывает способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. Гилфорд занимался проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, несовпадающих с общепринятыми).
Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
· Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
· Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
· Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
· Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
· Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
· Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
· Гибкость мышления.
· Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
· Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
· Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией. Лёгкость генерирования идей.
· Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:
1. Реализм воображения - образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта, до того, как человек имеет о ней четкое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий. Умение видеть целое раньше частей.
2. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений, способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
3. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия, в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности:
1. Способность рисковать.
2. Дивергентное мышление.
3. Гибкость в мышлении и действиях.
Скорость мышления.
Способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые.
Богатое воображение.
Восприятие неоднозначности вещей и явлений.
Высокие эстетические ценности.
Развитая интуиция.
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Активизация творческой деятельности достигается, по мнению А. Осборна, благодаря соблюдению четырех принципов:
· Принцип исключения критики (можно высказывать любую мысль без боязни, что ее признают плохой);
· Принцип поощрения самого необузданного ассоциирования (чем более дикой покажется идея, тем лучше);
· Принцип требования, чтобы количество предлагаемых идей было как можно большим;
· Принцип признания, что высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не вправе монополизировать их; каждый участник вправе комбинировать высказанные другими идеи, видоизменять их, «улучшать» и совершенствовать.
Одной из самых сложных и интересных проблем психологии является проблема индивидуальных различий. Центральным моментом в индивидуальных особенностях человека являются его способности. Способности – это индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием её успешного выполнения. .
Отдельные способности человека ещё не гарантируют успешного выполнения им сложной деятельности. Для успешного овладения любой деятельностью необходимо определенное сочетание отдельных, частных способностей, образующих единство, качественно своеобразное целое, синтез способностей. В этом синтезе отдельные способности объединяютсявокруг определённого, стержневого личностного образования, своего рода центральной способности.
Различают способности разного уровня – учебные и творческие. Учебные способности связаны с усвоением уже известных способов выполнения деятельности, приобретением знаний, умений и навыков. Творческие способности в обыденном сознании очень часто отождествляются со способностями к различным видам художественной деятельности, с умением красиво рисовать, сочинять стихи, писать музыку и т.п. Очевидно, что рассматриваемое понятие тесным образом связано с понятием "творчество", "творческая деятельность".
Рассмотрим понятие творчество в интерпретации различных авторов.
Дружинин В.Н. определяет акт творчества как реальное преобразование предметной деятельности, культуры и самого себя.
Советский невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог Бехтерев В. И. трактует творчество с рефлексологической точки зрения как «созидание чего-либо нового» в ситуации, когда проблема-раздражитель вызывает образование доминанты, вокруг которой концентрируется необходимый для решения запас прошлого опыта.
В психологическом словаре творчество трактуется как процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания субъективно нового.
Таким образом, в общем виде понятие творчество выглядит следующим образом. Творчество – всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые результаты.
Если внимательно рассмотреть поведение человека, его деятельность в любой области, то можно выделить два основных вида поступков. Одни действия человека можно назвать воспроизводящими или репродуктивными. Такой вид деятельности тесно связан с нашей памятью и его сущность заключается в том, что человек воспроизводит или повторяет уже ранее созданные и выработанные приёмы поведения и действия.
Кроме репродуктивной деятельности в поведении человека присутствует творческая деятельность, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий. В основе этого вида деятельности лежат творческие способности.
Доктор психологических наук, профессор, академик РАО Дубровина И. В. определяет творческие способности как способности, благодаря которым человек создаёт что-то новое, оригинальное.
Доктор психологических наук Крутецкий В. А. связывает творческие способности с созданием нового, с нахождением новых способов выполнения деятельности.
В психологическом словаре понятие творческие способности трактуется следующим образом: «творческие способности – это индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода».
Таким образом, в самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом: творческие способности – это способности человека, которые порождают нечто качественно новое, никогда раньше не бывшее, не существовавшее.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остаётся до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности кс творческой деятельностью, прежде всего, с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта, установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление. Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинацииизэлементов,которыебольшинстволюдей знают ииспользуют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего.
Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
1. Быстрота - способность высказывать максимальное количество идей (в данном случае важно не их качество, а их количество).
2 . Гибкость - способность высказывать широкое многообразие идей.
3. Оригинальность - способность порождать новые нестандартные идеи (это может проявляться в ответах, решениях, не совпадающих с общепринятыми).4.Законченность - способность совершенствовать свой "продукт" или придавать ему законченный вид.
Известный отечественный исследователь проблемы творчества А.Н.Лук, опираясь на биографии выдающихся учёных, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности:
1. Способность видеть проблему там, где её не видят другие.
2. Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя всё более ёмкие в информационном отношении символы.
3. Способность применить навыки, приобретённые при решении одной задачи к решению другой.
4. Способность воспринимать действительность целиком, не дробя её на части.
5. Способность легко ассоциировать отдалённые понятия.
6. Способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту.
7. Гибкость мышления.
8.Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до её проверки.
9. Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний.
10. Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией.
11. Лёгкость генерирования идей.
12. Творческое воображение .
13. Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные творческие способности, сложившиеся в процессе человеческой истории:
1. Реализм воображения – образное схватывание некоторой существенной, общей тенденции или закономерности развития целостного объекта до того, как человек имеет о ней чёткое понятие и может вписать её в систему строгих логических категорий.
2. Умение видеть целое раньше частей.
3.Надситуативно–преобразовательный характер творческих решений – способность при решении проблемы не просто выбирать из навязанных извне альтернатив, а самостоятельно создавать альтернативу.
4. Экспериментирование - способность сознательно и целенаправленно создавать условия,в которых предметы наиболее выпукло обнаруживают свою скрытую в обычных ситуациях сущность, а также способность проследить и проанализировать особенности "поведения" предметов в этих условиях.
Учёные и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности: способность рисковать, дивергентное мышление, гибкость в мышлении и действиях, скорость мышления, способность высказывать оригинальные идеи и изобретать новые, богатое воображение, восприятие неоднозначности вещей и явлений, высокие эстетические ценности, развитая интуиция.
Таким образом, анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей, можно сделать вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению,исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качества творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Поэтому условия максимального проявления творческих способностей предполагают активизацию не только эмоциональной, волевой и интеллектуальной сферы, но и сферы воображения, интуиции, мышления.
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касающихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельности, прежде всего с особенностями мышления. В частности, известный американский психолог Гилфорд, занимавшийся проблемами человеческого интеллекта установил, что творческим личностям свойственно так называемое дивергентное мышление . Люди, обладающие таким типом мышления, при решении какой-либо проблемы не концентрируют все свои усилия на нахождение единственно правильного решения, а начинают искать решения по всем возможным направлениям с тем, чтобы рассмотреть как можно больше вариантов. Такие люди склонны образовывать новые комбинации из элементов, которые большинство людей знают и используют только определенным образом, или формировать связи между двумя элементами, не имеющими на первый взгляд ничего общего. Дивергентный способ мышления лежит в основе творческого мышления, которое характеризуется следующими основными особенностями:
Известный отечественный исследователи проблемы творчества А.Н. Лук, опираясь на биографии выдающихся ученых, изобретателей, художников и музыкантов выделяет следующие творческие способности.
Кандидаты психологических наук В.Т. Кудрявцев и В. Синельников, основываясь на широком историко-культурном материале (история философии, социальных наук, искусства, отдельных сфер практики) выделили следующие универсальные креативные способности, сложившиеся в процессе человеческой истории .
Ученые и педагоги, занимающиеся разработкой программ и методик творческого воспитания на базе ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) и АРИЗ (алгоритм решения изобретательских задач) считают, что один из компонентов творческого потенциала человека составляют следующие способности .
Анализируя представленные выше точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей можно сделать вывод, что несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также существует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с самого раннего возраста. Эта гипотеза находит подтверждение в физиологии.
Дело в том, что мозг ребёнка особенно быстро растет и "дозревает" в первые годы жизни. Это дозревание, т.е. рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности работы уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется средой образование новых. Этот период "дозревания" есть время наивысшей чувствительности и пластичности к внешним условиям, время наивысших и самых широчайших возможностей к развитию. Это самый благоприятный период для начала развития всего многообразия человеческих способностей. Но у ребенка начинают развиваться только те способности, для развития которых имеются стимулы и условия к "моменту" этого созревания. Чем благоприятнее условия, чем ближе они к оптимальным, тем успешнее начинается развитие. Если созревание и начало функционирования (развития) совпадают по времени, идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие идет легко - с наивысшим из возможных ускорений. Развитие может достичь наибольшей высоты, и ребенок может стать способным, талантливым и гениальным .
Однако возможности развития способностей, достигнув максимума в "момент" созревания, не остаются неизменными. Если эти возможности не используются, то есть соответствующие способности не развиваются, не функционируют, если ребенок не занимается необходимыми видами деятельности, то эти возможности начинают утрачиваться, деградировать и тем быстрее, чем слабее функционирование. Это угасание возможностей к развитию - необратимый процесс. Борис Павлович Никитин, в течение многих лет занимающийся проблемой развития творческих способностей детей назвал это явление НУВЭРС (Необратимое Угасание Возможностей Эффективного Развития Способностей). Никитин считает, что НУВЭРС особенно негативно влияет на развитие творческих способностей. Разрыв во времени между моментом созревания структур, необходимых формирования творческих способностей и началом целенаправленного развития этих способностей ведет к серьезному затруднению их развития, замедляет его темпы и ведет к снижению конечного уровня развития творческих способностей. По мнению Никитина именно необратимость процесса деградации возможностей развития породило мнение о врожденности творческих способностей, так как обычно никто не подозревает, что в дошкольном возрасте были упущены возможности эффективного развития творческих способностей. И малое количество в обществе людей с высоким творческим потенциалом объясняется тем, что в детстве лишь очень немногие оказались в условиях, благоприятствующих развитию их творческих способностей.
С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир .
И родители поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний - это необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Кроме того, мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно еще не задавлено догмами и стереотипами, оно более независимо. А это качество необходимо всячески развивать. Дошкольное детство также является сензитивным периодом для развития творческого воображения.
Статьи по теме: | |
Отделы водорослей К какому царству относятся сине зеленые водоросли
Среди существующих ныне организмов встречаются такие, о принадлежности... Что такое система вообще
В силу того, что системный анализ направлен на решение любых проблем... Курс выживания в дикой природе Подмосковья: как это было
В мае 2012 года в средствах массовой информации появилась информация о... |